Ныне высшее образование во многом коммерциализировано. Бюджетных мест для абитуриентов раз-два и обчелся. Родители платят за обучение своего чада, а чадо учиться не желает. До третьего курса университет (институт, академия) доведет олуха – и отчислит. Хотя в настоящее время, слышал, не отчисляют. Олуху в торжественной обстановке вручат диплом. Поэтому, возможно, производственники опасаются выпускников?
А с Павлом Юрьевичем Буйносовым я знаком не первый год. Начинал, он, понятно, с мастеров. Затем стал прорабом, начальником участка, заместителем начальника ДРСУ, начальником техотдела областного управления… Что любопытно, в дорожном предприятии на первых порах занимался не дорожными делами, а строил новую, ныне действующую производственную базу. Хороший дорожник на все руки мастер. Но первый рабочий день в ДРСУ ознаменовался тем, что выбрали вчерашнего выпускника вуза председателем месткома.
И сразу же, 31 декабря, пришлось организовывать похороны безродного механизатора. Что ж, дело житейское. Доставили тело на кладбище, а могила еще не готова. Пришлось взяться за лопату. Домой попал ровно под бой курантов. Павел Юрьевич продвигался не только по должности, но и по общественным обязанностям. В настоящее время П.Буйносов избран членом ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
…Б. Елькин, кандидат технических наук, более трех десятков лет проработал на автодорожной кафедре ТюмГАСУ, последние четыре года доцент преподает в Институте транспорта Тюменского государственного нефтегазового университета. ТГНГУ поставляет, скажем так, народному хозяйству инженеров-механиков подъемно-дорожных машин, специалистов автомобильного транспорта. Борис Петрович – автор более чем 40 научных работ и учебных пособий. В учебнике «Основы управления предприятиями по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог» каждую главу предваряет эпиграф. Читаю: «Истина – в науке. Не позволяйте фактам вводить вас в заблуждение. Кредо Финейгла».
– Какие факты? – переспрашивает педагог. – У академика М. Лаврентьева в книге «Прирастать будет Сибирью» есть раздел «Как учить, кого учить, чему учить». И он утверждает, что каждый человек различается способностями. Имеются просто способные люди, вообще способные, способные ко всему. Неспособные тоже есть, но их мало. Раньше в вузы поступал исключительно способный народ. В связи с коммерциализацией высшего образования в академиях и университетах слушают лекции всякие… Представляете, прошу смоделировать ситуацию: ну, путь – это скорость, помноженная на время. Не могут. А ведь тему проходят в 4-м, кажется, классе.
Неужели глупеем из года в год?
Тут вспомнил рассказ А. Чехова «Репетитор». Гимназист 7-го класса готовит первоклассника Петю Удодова к вступлению во второй класс. Диктует задачу: «Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько он купил того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное – 3 руб.?». Всего-то. Задача для первого класса, ну, максимум для второго. Тогдашние купцы решали в уме, счеты, возможно, деревянные использовали. Я, автор, предложил задачу сотрудникам одной уважаемой дорожной фирмы в Тюмени. Увы, не справился никто, хотя все инженеры изучали высшую математику. Соседка по лестничной площадке – она заслуженная учительница РФ – решила с иксами и игреками. Уважаемые читатели, проверьте себя. Если что, можете в книгу заглянуть, там и ответы есть.
Но вернемся в преподавательскую комнату университета. Здесь я застал молодых коллег доцента Б. Елькина – это ассистенты и аспиранты А. Давыдов и М. Редутинский. Оба неоднократные призеры конкурсов Клуба Умников Тюменской области. Клуб действует под эгидой Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа. Мои собеседники посетовали на то, что в производстве скоро не будет не только молодых инженеров, но инженеров вообще. На эту тему как-то само собой между нами разгорелась дискуссия.
А. Давыдов: Объявлений много: «Требуется инженер по такой-то специальности». Но! Далее: «С опытом работы не менее 3 лет». А откуда опыту-то взяться!? Да и сам выпускник не пойдет куда попало – ему, во-первых, надо сидеть в офисе в белой рубашке, во-вторых, чтобы зарплата была не менее 50000 рублей. В Тюмени на такую ставку могут пригласить лишь человека с огромным стажем и с рекомендациями. Таковых в регионе можно по пальцам пересчитать. Короче, начинающий специалист оказывается в пролете. Пока обивает пороги, растеряет остатки знаний. В итоге пристраивается на ставку в 10 – 15 тысяч рублей и как-то крутится…
М. Редутинский: Если по-честному, мы, вуз, и знаний-то не даем. Преподавание – никакое! Я не понаслышке знаком с предприятиями ОАО «Сибтрубопровод». Так там специалисты со средне-техническим образованием знают значительно больше, чем наши выпускники университета. Потому что в системе ОАО свой колледж, приближенный к практике. Посмотрите, какие у них на территории только нашей области учебные центры! Они оснащены самым современным оборудованием. У них лаборатории! Там слушателям любую деталь покажут в разрезе. Конкретно расскажут, с какой стороны к этой детали подойти. У нас ничего этого нет. Питомец колледжа все может делать своими руками. Да, бывают студенты университета на летней практике, но там им в лучшем случае доверят заборы красить, ведь объекты серьезные, к тому же режимные.
Преподаватели не могут дать, потому что сами не знают что. Сейчас я читаю лекции в Институте повышения квалификации. И чувствую себя мальчиком для битья, нас самих надо готовить. И вот рассказываю я производственникам о теории, то есть как должно быть, а они мне говорят о том, что есть на самом деле. В принципе, такое общение полезное, можно сказать, взаимовыгодное.
А. Давыдов: Если инженер желает добиться хороших результатов, ему надо хотя бы с годик покрутиться на рабочей должности. Молодежь не хочет осваивать рабочие специальности, а ведь здесь хорошо платят. Можно приобрести не только неплохие деньги, но и бесценный опыт.
Б. Елькин: Легко сказать. Все-таки человек 5 лет учился. Сам смог бы?
А. Давыдов: Я? Когда поступал в университет, отец мне сказал: «Пока слесарем не повкалываешь, в начальники не выбьешься. Надо все пощупать своими руками». И слесарем я поработал, на сборочном конвейере был, электросварку освоил. На заводе «Курганспецарматура» – это всероссийский холдинг «Саратовэнергомаш» – с ренгтгеновским аппаратом полазил внутри резервуаров. И воочию узнал, что надо усовершенствовать. С третьего курса университета начал во все это вникать. Помогло. Теперь я ассистент, и второй год аспирантуры идет, заодно я директор по инновационному развитию ООО «Проминновация», начальник лаборатории в одной из крупнейших фирм. Кстати, это очень помогает в преподавательской деятельности. Видите ли, многие наши будущие выпускники никогда не были на производстве, на котором им предстоит работать. Разве что справку со штампиком о практике достанут по знакомству.
Короче, пользуюсь служебным положением. Стараюсь подтянуть студентов, с точки зрения практики, дипломники ко мне ходят. Не хочется краснеть за них в процессе защиты дипломной работы. Сейчас под моим крылом 4 группы – это 100 человек. Всех поведу на солидное предприятие, где будущие молодые специалисты ознакомятся с современными методами диагностики: рентген, ультразвук, магнитопорошковая дефектоскопия… И все благодаря тому, что я – по совместительству – начальник лаборатории. У других преподавателей таких возможностей нет.
Корреспондент: Вы, молодые преподаватели – аспиранты, у вас большое будущее…
М. Редутинский: Не вижу перспективы и каких-либо мотиваций. Мне говорят на кафедре: «Вот твое расписание – иди и учи. Чему я могу научить студентов с такой зарплатой – никакой вообще? Никакого стимула читать книжки у меня нет. Диссертацию я не написал. Некогда. Велят: «Ты, ты и ты – вы самые молодые, работайте». Составили по 40 методик каждый. Бесплатно. А зарплата 5 тысяч рублей – живи и радуйся.
Продолжение следует.



