Обильным снегопадом, занявшимся в ночь на праздник Казанской Божией Матери, обрушилась на юг области зима. Но нынешней осени мы благодарны – подарила она сибирякам немало ясных и погожих дней. В солнечную и безветренную погоду так и хотелось бросить все дела и отправиться в парк или на берег реки. Да и сейчас, пока снега немного, хорошо прогуляться в лесу. Там тихо и спокойно.
Оголенные березняки стали прозрачными. От белого покрывала и в бору стало светлее. Зима сюда заходит несмело. От просек исходит свет и тянется к мрачной согре, что посреди бора. Здесь снега меньше, его перехватывают могучие сосны, удерживают на кронах. Поосыпалась старая хвоя, пожухли папоротники, зато под снежными шапочками веточки вечнозеленого брусничника смотрятся нарядными барышнями.
Воздух в сосновом лесу чистый, свежий, но уже наполнен морозом. Здесь всё же теплее, чем на открытых лугах и в березняках. Только на первый взгляд угодья кажутся пустынными. По первому снегу понаследили лесные жители. Заячьих петель особенно много у ивняковых кустарников. Тут же и сорочий «аэродром», а вот собирали осыпавшиеся семена трав синички и овсянки… Лисьи цепочки тянутся вдоль леса и убегают к недавно убранному пшеничному полю. А от поля в бор идут свежие, проложенные, видимо, ещё ночью кабаньи «траншеи». У огромного муравейника накануне побывал медведь. Разрыл самую верхушку дома трудолюбивых строителей, разграбил их квартиры и ушел куда-то в дебри, искать берлогу на зимний сон.
В звенящей тишине бора можно расслышать много звуков. Вот шелестит по коре сосны белка. Усядется на ветку повыше и наблюдает за тобой. Только прицелишься фотоаппаратом на пушистую красавицу, она шмыг за ствол – и нет её. Отойдешь на пару шагов – снова тут как тут. У белки сейчас ответственная пора – скоро станет мамой. В зимнюю стужу ей предстоит выкармливать и согревать малышей. Вот и торопится запасти на время «декретного отпуска» как можно больше продуктов. На соседнем дереве суетится и изредка попискивает поползень в поисках затаившихся жучков-паучков. В подлеске и по просекам то и дело вспархивают чуть ли не из-под носа рябчики. Где-то рядом стучит лесной «доктор» – дятел, тоже на прокорм добывает себе личинок да гусениц.
В самых дальних лесах – разгар лосиных поединков, они ещё бузят, отстаивают друг перед другом свое преимущество в «женском коллективе». Скоро закончится гон, не нужны станут рога. В декабре быки их сбросят. Вот эти-то рога – «кладовая» кальция – как раз пригодятся белкам – кормящим матерям…
Световой день в эту пору сокращается по 4-5 минут, а сумерки удлиняются. Солнце становится ярче, но прямые его лучи уже не способны согревать Землю.



