Остановись, мгновенье!

По фотографиям столетней давности можно путешествовать во времени

В центре Тюмени сохранились здания, построенные еще до революции. У их обитателей были свои заботы и радости, были свои предпочтения, увлечения, профессиональные и иные обязанности.

На Царской находились фотосалоны, в которых работали настоящие кудесники своего дела. Наверное, они догадывались, что соприкасаются с вечностью, поскольку запечатлели знаковые городские события и известных горожан.

По булыжной мостовой старых улиц в самых лучших своих нарядах шли к фотографам тюменцы.

– Эйн момент! – говорил человек, стоявший возле массивной аппаратуры. – Смотрите сюда!

И совершалось волшебство.

Мастер портрета Исай Кадыш запечатлел купеческие семейства Гилевых, Колокольниковых, Жернаковых. Купчиха Елизавета Дмитриевна Жернакова, судя по внешности, дама строгого нрава, наверняка пожаловала в салон не пешочком, а в экипаже. Хотя дом Жернаковых находился поблизости, на Ишимской, ныне Орджоникидзе, 1.

Фотограф А. Шустер в 1914 году сделал портрет младших детей Воробейчиковых. Алеша и Оля явно позируют возле раскрытого журнала, их лица сосредоточены и красивы. Они еще не знают, что окаянный 1917-й год покалечит судьбы их родителей. Через сто лет краеведы будут ломать головы: а не соплеменники ли Воробейчиковы Шустерам? А. Шустер – мужчина это или женщина? Вся закавыка в инициалах. Известно, что фотография Шустер действовала в Тобольске в 1880 годах. (Тогда фотосалоны называли фотографией. – Авт.). В 1890-м работа Шустера отмечена Высочайшей благодарностью Великой княгини Елизаветы Федоровны за участие во Всемирной выставке в Париже, а в 1895 году – похвальным отзывом на выставке в Кургане. По сведениям краеведа Валерия Чупина, 15 июля 1892 года разрешение на открытие собственной фотографии в Тобольске получила жена рядового военнослужащего Асна Шустер. В 1910 году фотография А. Шустер действовала в Тюмени по улице Царской. Когда она была открыта и как долго работала – не ясно. На паспарту снимка Оли и Алеши Воробейчиковых стоит надпись «А. Шустер». Возможно, к тому времени из Тобольска в Тюмень переехала на постоянное жительство Асна Шустер? Но, скорее всего, это несостоятельная гипотеза, потому что на лицевой стороне снимка мечети в с. Ембаево имеется оттиск: «Фотография А. Шустера в Тюмени». Профессор Виктор Копылов выдвигает свою версию: А. Шустер и Семен Шустер – один и тот же человек, имеющий два имени.

Семен Шустер родился в 1827 году, жил в Тобольске, скончался в Тюмени 2 декабря 1943 года. Он младший брат известного фотографа Иосифа Шустера. В 20-30-х годах Семен Савельевич жил по улице Комсомольской, 26. Работал фотокорреспондентом газеты «Трудовой набат» и «Красное знамя» (это прежние названия «Тюменской правды»). Он запечатлел коллектив редакции «Трудовой набат». Глядя на снимок, сразу подмечаешь: среди сотрудников ни одной женщины, что не удивительно, журналистика – все же мужская профессия. Репортер Шустер сделал снимки интерьера Благовещенского собора, что особо ценно для православных. Возможно, он зафиксировал взорванный Благовещенский собор 14 июня 1932 года и участников этого злодеяния.

Его брат Иосиф Шустер арендовал в двухэтажном доме Павлы Воробейчиковой помещение для кинотеатра «Прогресс», после переименованного в «Художественный». На втором этаже находился его фотосалон. Во дворе стояла кочегарка, переоборудованная затем под маленькую электростанцию. Эта купеческая усадьба была на Царской (ныне участок улицы возле Сбербанка и пельменной), она не сохранилась. Иосиф Савельевич сфотографировал Григория Распутина в больнице на Даудельной, он был лично знаком с «великим старцем». В 1924 году Шустера вызывали на судебный процесс по поводу заразной болезни. Он его выиграл. Конечно, неприятный случай, но благодаря этому происшествию исследователи тюменской истории имеют описание внешности Иосифа: «Вошла фигура заплывшего, лысого, заросшего толстяка». Грубовато, однако, писали щелкоперы той поры. Откуда им было знать, что имеют дело с будущей исторической личностью.

В фотосалоне Шустеров работал расторопный и талантливый фотохроникер Соломон Кардонский. Когда он набрался опыта и скопил денег, то открыл собственное дело. В июле 1924 года дал объявление в газету, что у него стаж 20 лет, из них девять все ответственные работы в Фотографии Шустера выполнял только он. Соломон, помимо всего прочего, занимался художественной фотографией, увеличивал портреты тушью и акварелью. Находился салон Кардонского на улице Садовой, на этом месте сейчас Центр международной торговли. Из самых известных снимков Соломона: «Самолет «Юнкерс» в Тюмени», ноябрь 1924 г.»; «Военный парад 7 ноября, конец 20-х годов»; «Выпуск первых тюменских курсов водителей автолюбителей. 1924».

Первым из тюменских фотографов, кто начал работать в технике фотоколлажа, Исай Кадыш. 23 мая 1890 года он получил разрешение открыть в Тюмени собственную фотографию. Вероятно, жил мастер в деревянном доме на углу Царской/Войновской, эту постройку снесли, на ее месте выстроен каменный особняк Шлёма Оверштейна. (ул. Республики, 28). В 1898 году по заказу Жабынского механического (судостроительного) завода товарищества «Курбатов и Игнатов» Исай Иудович подготовил фотоальбом, посвященный строительству железной дороги Екатеринбург–Тюмень. Фотомастер запечатлел всю администрацию, служащих завода и пристани пароходства. Каждый сотрудник снят отдельно и размещен на общем листе на фоне промышленных пейзажей, технических инструментов и деталей различного назначения, чертежей, пароходов, барж, пристаней и т. д. Для исследователей истории, как вы сами понимаете, этот объемистый альбом – вещь интересная и полезная. В 1908 году в Омске умер отец Кадыша, и Исай Иудович вернулся в родной город наследовать дело родителя, который тоже был фотографом.

Богатую коллекцию своих работ, ставшую достоянием Тюмени, оставили нам эти люди. Можно часами разглядывать запечатленные моменты из жизни города: первые демонстрации пролетариев двигаются уже не по Царской, а по недавно переименованной улице Республики. На краю базарной площади дети-пионеры в парадной форме выстроились рядами, а зеваки залезли на деревья, дескать, что там происходит? Репетиция? На старых фото живут люди, которых давно уже нет, происходят события, о которых написаны краеведческие книжки. Не чудо ли вовремя оказаться в нужном месте и сделать уникальный событийный снимок? И мы, будто на машине времени, переносимся в ту эпоху и путешествуем по городу.

– Качество старых фото выше сегодняшних, сделанных цифровой техникой. Сердцебиение человека слышишь, душу его чувствуешь, – говорит фотограф Андрей Черепанов. – В репортажных фото, когда времени для фиксации момента лишь мгновение, автор сумел выбрать верную композицию, вручную настроить резкость, все детали четкие. На снимках и историзм, и художественность. Не фото, а маленький рассказ! В те времена, чтобы заниматься фотографией, надо было иметь стартовый капитал. Аппаратура, бумага, паспарту (картонная рамка для портрета), все эти проявители, закрепители стоили больших денег. Владелец фотосалона нанимал 3-5 специалистов: без ретушера никак не обойтись, работа с химическими реагентами была вообще опасным для здоровья занятием.

Более ста архивных фото желающие могут увидеть до 17 ноября в музее-усадьбе Колокольниковых. Там открылась выставка с характерным названием «Эйн момент!». Мероприятие посвящается 100-летию тюменской синагоги. В день презентации пришло много народу. «Шалом алейхем!», «Мир всем!» – сердечно приветствовал всех раввин синагоги Игорь Варкин. Он увлеченно рассказывал о старинных фотографиях и редкостных предметах экспозиции. Впервые в Тюмени представлен свиток старой Торы. 200-4-1В 30-е годы она была изъята из тобольской синагоги. Артефакт хранится в Тюменском краеведческом музее. Рукописная святая книга иудеев отреставрирована в Москве, выставлялась в Государственном Историческом музее. Теперь они встретились в этой экспозиции: старая Тора и купцы Янкель Шайчик, Шлём Оверштейн, портной Меер Хацкелевич; вещи, пошитые в их мастерских: енотовый тулуп, жакет, куртка, полупальто, которые хранились в разных музейных коллекциях.

Над созданием выставки славно потрудились Игорь Варкин, Андрей Черепанов, сотрудники Тюменского краеведческого музея. Представитель комитета по делам национальностей правительства Тюменской области Виктория Ермакова отметила, что религиозная организация «Мадрегот» является центром культуры, самобытности своего народа. Эта экспозиция – заметное явление в жизни Тюмени.


8291