Присмотритесь к людям, что проходят мимо вас по улице, покупают в магазинах продукты, гуляют с внуками в парке или садятся в маршрутку. Самые обычные, ничем не выдающиеся лица. Но, кто знает, может быть, рядом с вами человек, фамилия которого гремела на всю страну, а достижениями и ныне гордятся все, кто помнит освоение Севера, бурное строительство, соцсоревнования и рекорды. А таких у нас в Тюмени немало.
– Буянов?! Это который Буянов? Тот самый?! – в редакции «Тюменской правды» Михаила Ивановича до сих пор не просто знают и любят, имя его вызывает восхищение. Михаил Буянов – самый обыкновенный герой, Герой Социалистического Труда. Ведь раньше выдающихся рабочих приравнивали к десантникам и космонавтам. Для молодёжи это, пожалуй, уже непонятно.
Отец Михаила Ивановича – бригадир треста «Уралэнергомонтаж» – всю жизнь колесил по стране, оставляя за собой новые заводы, трубопроводы, электростанции. Медали за труд были для него делом привычным. Семья ездила за лихим бригадиром повсюду, больше пяти лет на одном месте не задерживаясь.
– Что знали в своей жизни наши родители? Только работу, – рассказывает герой-орденоносец. – Никто из моего окружения в детстве и юности даже и не помышлял о том, что это «тяжкая доля». Сам я учиться в школе не очень любил, знал, что пойду к отцу в бригаду и сразу стану самостоятельным человеком. Так и случилось. Со школьной скамьи ушёл трудиться слесарем треста «Уралэнергомонтаж». Это было в городе Серове Свердловской области. Оттуда в 1956 году призвали в армию, кстати, мысли «откосить» в то время вообще ни у кого не появлялось. Отслужил – приехал к родителям, которых судьба тогда уже забросила в Тюмень. Бездельничать не привык, поэтому опять стал работать в своём тресте. Тут же, в Тюмени, окончил вечернюю школу. Сколько потом не предлагали получить среднее специальное образование – не соглашался. Нет, была одна попытка, поступил заочно в техникум. Но работы на предприятии было много – не до книжек, как получил первую двойку за контрольную, так и бросил – у каждого свой путь. Зато меня на производстве отметили: поняли, что толк будет, и направили на курсы бригадиров слесарей-монтажников. С тех пор под моим началом работали десятки людей.
Михаил Иванович вовсе не против образования, но считает, что с получением заветных «корочек» у нас в стране всё-таки произошёл большой конфуз. Если молодой человек оканчивает вуз, а потом на третьем десятке лет чуть ли не объявления клеит, сознательно выбирая себе занятия на три-пять часов в день, то это, в общем-то, позорно.
– Я недавно смотрел по телевизору передачу о том, что сейчас формируется новое движение «В защиту человека труда». Согласен, пора возвращать рабочему заслуженное уважение. Вот об олигархах говорят, о генеральных директорах говорят, молоденькие певцы со сцены не сходят, а рабочего как будто и нет в нашей жизни, – сетует знаменитый бригадир. – Дайте возможность молодым людям себя проявить на производстве, им ведь тоже нужно почувствовать, что их труд ценят. И не зарплатой их заманивайте, это неправильно, когда у человека амбиции на пустом месте раздуты. Пускай сначала научатся работать.
О том, как сам стал героем, говорит скупо. Присмотревшись со временем к работе сварщиков, которые всегда на строительстве объектов рядом с монтажниками, захотел выучиться этому «огневому» мастерству и, пройдя курсы переквалификации, ушёл работать электрогазосварщиком Строительного управления № 19 Главтюменнефтегазстроя, а с 1970 года стал бригадиром КММУ-1 объединения «Сибкомплектмонтаж». Свой выбор объясняет так:
– Труд сварщика сродни металлургу. Это очень интересно, работаешь с огнём, с раскалённым металлом. Очень тонкое и ответственное дело: пропустит сварщик шлак, образуются поры – и стык может не выдержать давления. Признаюсь, я любил самые сложные задания. Люди на Север едут за деньгами – это аксиома, ни одного романтика (а у меня в бригаде было шестьдесят пять человек) я там за все годы не встречал, сам изначально отправился нефтеперегонные станции по болотам ставить, чтобы на «Москвич» заработать. Но когда свариваешь, о зарплате думаешь в последнюю очередь.
На трудности не жалуется, похоже, даже не видит ничего особенного в том, что совершали в семидесятые годы нефтяники, строители, газовики, дорожники.
– Вот все теперь говорят, что на Севере работать трудно. А в чём особая уж такая трудность-то? – размышляет Буянов. – Условия, конечно, не домашние, но спецодежду выдавали, в столовой кормили нормально, а морозы… так у нас по технике безопасности в тридцать шесть градусов уже работать на воздухе было нельзя. Ну а сварочный аппарат как-нибудь удержим – не кисейные барышни.
А ещё Буянов вспоминает, как жили в вагончиках по восемь человек. В тесноте, да не в обиде. Жили дружно. Буянова раздражали лишь халатность да разгильдяйство. Из бригады мужиков гнал редко, но всё-таки гнал.
– Приедет с «большой земли», неделю покрутится, и если рядом посёлок, начинаются пьянки-опохмелки. Я сам не святой, но такого отношения к работе не терплю. Правда, ребята у меня в бригаде справедливые были, заступались, если видели, что человек случайно оступился, урок получил и подобного не повторит. Мне вообще на людей везло. Соцсоревнование устраивали, в этом деле не до сантиментов, но своих «конкурентов» – бригадиров Юрия Ивановича Кильдюшова, Леонида Аркадьевича Ашихмина – всегда вспоминаю с большим уважением. Они работать умели, постоянно на пятки наступали.
Рассказывает, что в то время начальник и рабочий не были ещё отделены друг от друга непроходимой стеной. На торжествах сидели за одним столом, квартиры им выдавали в одних и тех же домах, а награды вешали на грудь не только руководителям. С 1971 года Михаил Иванович начал получать ордена, медали и почётные звания. Он – кавалер ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот», ордена «Знак Почета» (самого первого в его биографии), ордена Трудового Красного Знамени, ордена Октябрьской Революции. Лауреат Государственной премии СССР. Заслуженный строитель Российской Федерации. Награжден знаком «Почетный работник АО «Роснефтегазстрой». И всё это не за красивые глаза. До сих пор, читая лекции по блочному строительству, студентам рассказывают об опыте бригадира Буянова, а в одной из статей тех лет мы читаем: «В качестве примера эффективного использования комплектно-блочного метода на практике можно привести опыт работы комплексной хозрасчетной бригады комсомольско-молодежного монтажного управления (КММУ-1) объединения «Сибкомплектмонтаж» Миннефтегазстроя. Бригада, возглавляемая лауреатом Государственной премии Российской Федерации М.И. Буяновым, с 1969 г. успешно осуществляет строительство нефтеперекачивающих станций в комплектно-блочном исполнении. Опыт работы этого коллектива показывает, что трудоемкость монтажа нефтеперекачивающих станций в блочно-комплектном исполнении и сроки ввода их в действие сократились».
Михаил Иванович вспоминает: он постоянно работал бок о бок с проектировщиками. К его мнению инженеры очень внимательно прислушивались, на ходу, если что, исправляли чертежи. У бригадира было зарегистрировано несколько рацпредложений. И простым «винтиком» он себя никогда не чувствовал. Часто бывал в министерстве, с ним советовались, ездил обмениваться опытом за границу, выдвигался делегатом на различные всесоюзные форумы.
В 1981 году на одном из съездов к бригадиру подошли в фойе и негромко поздравили с присвоением высокого звания Героя Социалистического Труда. А уже в Тюмени первый секретарь обкома партии Геннадий Богомяков, собрав коллектив, обнародовал это радостное известие. Об этих минутах Буянов говорит с нарочитой грубоватостью, отворачиваясь, чтобы никто не видел слёз. Потом он из-за болезни закроет «северную» страничку своей биографии, но эти годы так и останутся в его жизни главными.
Сейчас Михаил Иванович на пенсии, он просто муж, отец, дед. Хотя… почему «просто»? Как рассказывает Буянов, сын у него «технарь» с крепким инженерным образованием, «технарями» стали внук и внучка, так что есть чем и сегодня гордиться. На днях бригадир-орденоносец празднует свой юбилей, ему исполняется семьдесят пять лет. Мы от всего сердца поздравляем прославленного земляка, обыкновенного героя, умеющего и жить, и работать.



