О литработниках и уважении к их труду

Шёл на днях разговор в областной Думе

В рамках подготовки к 50-летию областной писательской организации в Тюмени прошла встреча представителей творческого сообщества с группой депутатов регионального парламента. Наряду с организационными вопросами рассматривали ряд проблем, которые волнуют и пишущих, и читающих…

В самом начале разговора прозвучали фразы из разряда «вечных»: Что дают писатели, какую добавочную стоимость приносит сей труд? Какую функцию выполняет «их» творческий союз? Как его поддержать? Касаясь материальной стороны, вспомнили поговорку коллеги Юрия Полякова о том, что «культура и картошка сами себя окучить не могут». Ремесло-то, известное дело, не гарантирует его обладателю хлеб с маслом да ещё с икоркой.

Тем не менее региональная литература являет собой огромный пласт общероссийской культуры, питает её, рождая всё новые таланты. Страна ведь сегодня пусть и не самая читающая, зато самая пишущая! Парадокс? Кризис чтения? Возможно. Видимо, назрела необходимость разработать в Тюмени областную программу популяризации и развития чтения, проводить, к примеру, больше встреч с прозаиками, поэтами, в том числе и на телевидении. Благо, изобретать тут ничего особенно не надо. Были же когда-то у нас грандиозные Дни литературы, масштабные писательские «десанты» в самую глубинку, интереснейшие творческие командировки… По словам поэта Николая Денисова, руководителя местного писательского сообщества, пока мы живы и помним то хорошее из советского прошлого, не всё потеряно – возродить те добрые традиции вполне реально. Почему, собственно, разговор об этом и шёл в стенах областной Думы. Власть может осуществить такую поддержку – если не на все сто, то хотя бы частично. 193-3-2Что это может быть: система грантов или иной способ поощрения? В конце концов, во многом благодаря перу того же Константина Лагунова «тюменский бренд» зазвучал везде и всюду. Появился интерес, сильные мира сего увидели перспективность региона, а следом пошёл поток инвестиций. Вот вам и пресловутая экономическая выгода. Это к вопросу о дивидендах с писательской деятельности.

Конечно, нынче времена иные. Интернет позволяет в одно мгновение распространить не только новость, но и иной бестселлер, приносящий автору вовсе не виртуальный, а реальный, весомый гонорар. Так ли важно, что книжный вариант написанного становится менее востребованным читателями? И будет ли у нас что-то издаваться через несколько лет? Однозначного ответа здесь нет. Ибо даже маститым и признанным сегодня трудно выйти на книжный рынок Тюмени. Если раньше тираж распространялся определённым образом, в том числе и за счёт отправки обязательного экземпляра в библиотеки, то теперь, получается, что эта функция возложена исключительно на автора. Нередко они напрямую договариваются с книготорговлей. Участники встречи тут даже поиронизировали: мол, книжные магазины скоро будут называться на манер Интернет-«олбанского» «Многабукафф». Поживём, увидим.

И ещё. До недавнего времени на фасаде старинного деревянного строения 19 по улице Осипенко в Тюмени красовалась табличка «Дом писателей». Теперь там иная вывеска – какой-то департамент. Творческой братии предложили помещение в «хрущёвке» в районе улицы Мельникайте. 193-3-3Спасибо, говорят, хоть на улицу не выпнули. В то же самое время в Кемерово губернатор Тулеев специально строит для писателей Кузбасса целый Дом литераторов. Такое же уважительное отношение к труженикам пера и в Орле, и в Рязани… И действительно, где как не в Писательском доме устраивать творческие семинары и встречи с авторами романов, повестей, рассказов, стихотворных сборников, пропагандировать, популяризировать, развивать любовь к чтению, а по большому счёту – каждодневно и целенаправленно воспитывать гармонично развитую и духовно богатую личность XXI века.

Грядущее 50-летие тюменского союза писателей (февраль 2013 года) – самый повод основательно заняться «духовной составляющей» нашего поступательного движения вперёд. Областная Дума намерена представить чёткую программу поддержки творческого сообщества региона. Вопрос назрел и даже перезрел, резюмировали собравшиеся.


8185