Как Иван водил Ивана

Случай, о котором хочу рассказать, произошел ровно за неделю до начала Великой Отечественной войны, в ночь на 15 июня 1941 года.

В деревне Таловой Аромашевского района в тот день как раз закончились вечёрки. Было около полуночи. Молодежь, кто парами, кто поодиночке, стала расходиться по домам. Направился в свою домашнюю сторону и Иван Ефимович Носов – один из лучших в то время гармонистов среди местных. Только успел сделать несколько шагов, как его окликнули: «Эй, гармонист!». Иван Ефимович остановился, к нему подошел молодой человек, протянул руку и представился: Иван Романович Северин. Гость весело заговорил: «Ты, тёзка, мужиком стал, повзрослел, а когда мы уезжали в 1934 году, был ещё подростком». Иван Ефимович вспомнил гостя, его родственников и их трагедию. Весной 1934 года в деревне случился пожар, пострадали три семьи. У двух из них сгорели надворные постройки, но жилье сохранилось. А у Севериных сгорело всё до последнего колышка. Семья эта уехала к близким родственникам на восток. Родственники работали на железной дороге.

У Ивана Ефимовича пробежал холодок по спине. Он вспомнил, что где-то через год после отъезда этой семьи по деревне прошел слух, будто бы это семейство на новом месте постигло большое горе. Работая на железной дороге, трагически погиб их 23-летний сын Иван. А тут вот он, жив и здоров, стоит, с ним беседует. На секунду оробел Иван Ефимович, чуть не сказал о слухе насчёт гибели, но удержался. Мелькнула мысль, что про смерть Северина-младшего, скорее всего, – деревенская байка.

Иван Романович предложил пройтись, чтобы Иван Ефимович рассказал гостю о деревенских новостях за прошедшие после их отъезда семь лет. Они медленным шагом прошли в конец деревни, вышли за ворота и направились по лесной дорожке, уходящей в поля. Иван Ефимович начал рассказывать о таловских новостях. О себе Иван Ефимович сказал, мол, окончил семь классов, затем Тобольское педучилище и уже несколько лет учительствует в деревнях Аромашевского района, ведет начальные классы. Играть на тальянке научился в 12 лет. Сейчас дружит с таловской девушкой Наташей Мартыновой. Постеснялся добавить, что ещё и пишет стихи. Иван Романович внимательно выслушал его, а Иван Ефимович продолжил рассказывать.

Вечером 12 декабря 1936 года в деревне случилась беда. В конторе колхоза сидели и мирно беседовали три человека, председатель Василий Фомич Трубин и члены правления Игнатий Григорьевич Седов и Тимофей Павлович Никонов. Внезапно раздался выстрел в окно со стороны двора. Председатель Василий Фомич, сидевший ближе всех к окошку, свалился под стол. Члены правления Седов и Никонов рванулись к входной двери в сени, дабы увидеть стрелявшего, но не тут-то было. Утёк преступник и дверь снаружи напрочь заблокировал. Правленцы   выбили окно и выскочили на улицу, но время было потеряно. Преступник скрылся.

Десятки жителей Таловой были допрошены милицией. Счетовода Алексея Боярских даже посадили, но вскоре выпустили. И только весной 1940 года его вновь арестовали и осудили за убийство председателя колхоза Василия Фомича Трубина. Приговорили к восьми годам тюрьмы. Тяжело народ деревенский пережил утрату Василия Фомича – очень уважаемым руководителем был. А случилось так, что счетовод Алешка стал приворовывать колхозные деньги, председатель это заметил и предупредил того. А он, подлец, взялся за оружие.

Так, степенно беседуя, отошли два Ивана по лесной конной дорожке от деревни километра два и остановились. Дорогу пересекал довольно бурный ручеек от прошедших дождей, и мужчины повернули обратно, в сторону дома. Иван Ефимович спросил у гостя, помнит ли тот деревенского парня Яшу Сорокина. Он ответил, де хорошо помнит, ведь они же были соседями, и Яша только на год старше его. Иван Ефимович рассказал, что весной 1937 года после завершения посевной в райцентре Аромашево, на лугу недалеко от промкомбината, всем миром отмечали маёвку. Чтобы попасть на праздник, нужно было переправиться на лодке через речку Вагай. В лодку сели Яша Сорокин, Алексей Боярских и Полина Анкушева. Отплыли от берега метров 10-12, и лодка перевернулась, Алексей и Полина выплыли, а Яша утонул. С противоположного берега бросился спасать Яшу его дружок Павел Клеменков, но не успел – достал только фуражку. Яшу, замечательного парня, жалела и оплакивала вся деревня. Иван Ефимович рассказал гостю, что новым председателем колхоза избрали селянина Игнатия Григорьевича Седова. Рассказал, что женились Иван Васильевич и Федор Григорьевич Боярские, а Георгий Первухин выучился на шофера и работает в Аромашевской автороте, что Сергей Седов выучился на комбайнера, что Михаил Жаринов и Ванюша Нечаев стали трактористами и работают в Аромашевской МТС, что Гошку Соловьева послали на курсы счетоводов. Словом, новостей выложил целый ворох.

У Ивана Ефимовича мелькнула мысль, не попросить ли, чтобы и гость о себе рассказал. Не всё ж ему да ему выкладывать. Как, мол, обустроился, как живёт на новом месте. Однако решил отложить расспросы на потом. Всё равно, подумал, придется гостя пригласить к себе на ночлег – вот тогда и расспрошу.

За разговором подошли к деревне. Светало. Впереди показались въездные ворота. Подошли. Справа, у здешних хозяев, на подворье пропел петух, и сразу же слева еще громче загорланил другой. Иван Ефимович открыл ворота, обернулся, а Ивана Романовича …нет. Волосы на голове у Ивана Ефимовича встали дыбом, мороз прошел по всему телу. Привидение! Ни жив ни мертв пришел он домой, плохо ему спалось, но все же часика 2-3 вздремнул. Придя в себя, рассказал о встрече с погибшим человеком своим родственникам и нам, соседям. К концу дня об этом знала вся деревня. Пожилые люди и особенно церковный служитель дед Липатов говорили, что это тяжкое предзнаменование.

А ровно через неделю началась Великая Отечественная…

 

Говорят, перед извержением вулкана на склонах расцветают определённого вида цветы. Незадолго до землетрясений беспокойно ведут себя домашние животные. Каким-то инстинктом предощущают и люди близкие потрясения. В конце концов, и барометр тоже можно назвать чудом, поскольку «предсказывает» прибор непогоду за несколько дней. Не будем ломать головы, где у нас расположен орган шестого чувства. Пускай учёный народ думает. А мы послушаем умудрённых опытом людей.

Фронтовик Георгий Данилович Соловьёв прошёл огни, воды и медные трубы. Многое повидал на своём веку уважаемый ветеран. И посему охотно откликнулся на предложение принять участие в нашей рубрике «Необъяснимое».

Ведущий рубрики Леонид ТКАЧУК.


8144