15 октября (2 октября по старому стилю) культурная общественность России отмечает дату рождения великого уроженца Ялуторовской земли Саввы Ивановича Мамонтова, покровителя искусств, мецената, крупного промышленника. Продолжая дело своего отца И.Ф. Мамонтова, Савва Великолепный построил железные дороги до Архангельска и к Донецким копям. Родившийся в провинциальном сибирском городке Ялуторовске в 1841 году и крещенный в церкви Вознесения Господня, возведенной местным купечеством во имя победы русского народа над Наполеоном, сын сибирского купца стал достоянием всей страны.
В последние десятилетия имя С.И. Мамонтова возвращено из страны забвения, где долгие годы пребывали представители «паразитирующего» сословия. Памятники в его честь появились в Ялуторовске (1998 г.), Сергиевом Посаде (1999 г.), Ярославле (2008 г.).
О нем написаны книги, сняты фильмы. А вот о его батюшке, Иване Федоровиче, говорят мало. А ведь это был незаурядный человек, обладавший от природы предпринимательским чутьем и деловой хваткой, который сумел сколотить первоначальный капитал в Шадринске и Ялуторовске, занимаясь винным откупом. А уж потом предприимчивый купец смог развернуться в Москве. До последнего времени у нас даже не было хороших живописных изображений Мамонтова-старшего. Помог правнук С. И. Мамонтова, хранитель наследия этой прославленной фамилии Сергей Николаевич Чернышев, доктор геолого-минералогических наук, профессор Московского строительного университета. Впрочем, вот что он пишет в письме, адресованном Ялуторовскому музейному комплексу:
«Известны три живописных на холсте портрета Ивана Федоровича Мамонтова (1800–1869). Один из них находится в Москве в семье потомков Николая Федоровича Мамонтова у В.Н. Калмыковой, живописная копия с него – у В. О. Волкова. Два портрета находятся в семейном собрании Чернышевых – потомков И. Ф. Мамонтова и С. И. Мамонтова. Полноразмерные репродукции этих двух портретов 12 ноября 2011 года были подарены музею г. Ялуторовска и вручены его директору П.К. Белоглазову праправнуком С. И. Мамонтова Николаем Сергеевичем Чернышёвым. Размер первого портрета – 65х83 см. Размер второго портрета – 103х124 см.
Портрет меньшего размера изображает И. Ф. Мамонтова сидящим в кресле, в свободной позе. Он слегка откинулся на спинку. Фигура повернута к зрителю вполоборота. Правый локоть лежит на подлокотнике. Кисть правой руки свободно опущена. На мизинце золотое обручальное кольцо. Кресло мягкое, в парусиновом чехле. И. Ф. Мамонтов в белой манишке с черным галстуком-бабочкой, в оливково-коричнево-сером пиджаке, из-под которого виден бордовый жилет. Лицо повернуто к зрителю. На нём полуулыбка, располагающая к портретируемому, как бы готовому вступить с вами в непринуждённый диалог. Портрет не подписной и не датирован. Но обручальное кольцо на правой руке свидетельствует, что он написан до 1852 года, когда скончалась Мария Тихоновна, верная супруга Ивана Федоровича, которая родила ему 8 детей и сопутствовала ему во всех трудах и переездах, была хозяйкой и центром семьи в Москве и ранее в Ялуторовске. Сведений о происхождении портрета в семье нет. Он перешел к современным владельцам от И. Ф. Мамонтова через С. И. Мамонтова, через А. С. Мамонтову и Е. А. Чернышеву-Самарину, дочь Веры С. Мамонтовой (в замужестве Самариной). В тяжелые для семьи 1930-50 годы портрет хранился у художника М.П. Кончаловского. В семье считают, что этот портрет написан в Москве вскоре по приезде И. Ф. Мамонтова на жительство в столицу, то есть в самом конце 1840 годов. По колориту, стилю изображения, положению фигуры И. Ф. Мамонтова можно предположить авторство В. А. Тропинина, который постоянно жил и активно работал в Москве в 1830-50 годах, исполняя множество заказных портретов купечества и дворян. По композиции портрет И. Ф. Мамонтова повторяет портрет М. М. Сперанского (Тропинин, 1839), взятый без его крайне правой части. В колорите главный тон задаёт любимое В. А. Тропининым в 1840 годах, трудно гармонизируемое сочетание зелёного и красного. (Портрет Н.Н. Зубова, 1839 г.; портреты М. Ф. и Е.П. Протасьевых, 1840 годы; Казначейша, 1841 год; Разбойник, 1940 годы; портрет Е.А. Сисалиной, 1846 г.; Автопортрет, 1846 г.). На нашем портрете красное – бордовый жилет, зелёное – оливковый пиджак, серо-зелёные, чуть в голубизну брюки, темно-зелёный, в тон пиджака, фон портрета. Кисть правой руки И. Ф. Мамонтова расслаблена, свободно опущена, как на портретах Ю.Ф. Самарина (Тропинин, 1844 г.), М. М. Сперанского (Тропинин, 1939 г.), Д. П. Воейкова (Тропинин, 1842 г.). «Тропинин стремился во всех своих моделях показать положительные душевные качества: доброту, ум, проницательность или весёлый характер», – пишет С. Королёва в монографии «Тропинин», выпущенной в серии «Великие художники» (выпуск 51) издательством «Директ-медиа». Применим авторский текст к рассматриваемой работе: Тропинин стремился в И. Ф. Мамонтове показать положительные душевные качества: доброту, ум, проницательность. Текст вполне вяжется с рассматриваемым портретом. Так что и отношение портретиста к натуре тропининское. Всё сказанное позволяет предположить, что портрет написан В. А. Тропининым. Тропинин был лучшим портретистом Москвы. И. Ф. Мамонтов, приехав из Ялуторовска, жил, как говорили, «на широкую ногу». Естественно, что он заказал портрет лучшему мастеру, который писал много и быстро, охотно принимал заказы.
Портрет большего размера изображает И. Ф. Мамонтова сидящим в кресле за рабочим столом со счётами. На нём представлен деловой человек преклонного возраста с проседью в редких волосах.
Он в белой манишке с чёрным галстуком-бабочкой, в чёрном костюме с жилетом. На левой руке Ивана Федоровича золотой перстень-печать, видимо, с сердоликом. Фон портрета почти чёрный, но со многими оттенками. Фигура дана вполоборота. И. Ф. Мамонтов слегка отодвинулся от стола, чтобы общаться с нами. Выражение лица доброжелательное, хотя и строже, чем на более раннем портрете. Портрет подписной. В правом нижнем углу четкая надпись: «П. Десятов. 59 г.». Автор портрета – профессор училища живописи, ваяния и зодчества, учитель И.Н. Крамского. Портрет написан в 1859 году, за 10 лет до смерти Ивана Федоровича. В 1994 году портрет был отреставрирован…».
Репродукции портретов И. Ф. Мамонтова займут достойное место в постоянной экспозиции «Музей истории г. Ялуторовска», которая развернется в объекте культурного наследия «Торговые ряды» после завершения реставрации этого примечательного во всех отношениях здания, расположенного в историческом центре города, на Сретенской площади, на той же улице Большой Вознесенской (ныне Первомайской), где стоит дом И. Ф. Мамонтова.



