Мы довольно часто вспоминаем заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические проблемы, болезни пищеварительного тракта в связи с их распространенностью среди населения, их последствиями, но как-то редко говорим о патологии легочной системы. Тем не менее эта группа заболеваний входит в тройку лидеров, приводящих к инвалидности и смертности.
Еще десять-пятнадцать лет назад диагноз бронхиальная астма, звучал для больного, как приговор. Приступы удушья, паника, нарастание клиники, одышка, ограничение физической и психологической нагрузки, небольшой выбор препаратов для лечения, инвалидность со всеми вытекающими из этого последствиями. Сегодня все выглядит совершенно по-другому.
– Несомненно, бронхиальная астма – это хроническое заболевание, которое, однажды возникнув, навсегда остается с человеком. К сожалению, XXI век характеризуется эпидемией аллергических заболеваний, к коим относится и бронхиальная астма, – начала наш разговор главный педиатр г. Тюмени Надежда Казакевич.
– Надежда Владимировна, сколько детей с этим заболеванием наблюдается сегодня?
– В г. Тюмени насчитывается порядка двух тысяч детей. Для них в 1997 году начала работать образовательная программа, которая успешно и достаточно давно применяется во всем мире. Больной бронхиальной астмой, так же, как и пациент с сахарным диабетом и рядом других хронических заболеваний, должен понимать, чем он болен, как можно себе помочь и как мирно сосуществовать с болезнью, если можно так выразиться. Пациент должен стремиться сохранить определенный уровень качества жизни.
– Раньше подобный диагноз звучал как пожизненный приговор, и о каком качестве жизни тут могла быть речь... Как выглядит современная ситуация?
– Действительно, отношение к больным бронхиальной астмой в советское время было иным. Человек становился как бы обреченным, ему запрещалось бегать, прыгать, заниматься различными видами спорта, вести активный образ жизни. Так было, пока в 90-е годы прошлого века мы не познакомились с европейскими образовательными программами для пациентов с хроническими заболеваниями, в том числе с бронхиальной астмой. Тогда в нашей стране стали активно развиваться астмашколы. Главная идея их создания определялась желанием как врача, так и самого больного научиться мирно сосуществовать с болезнью. По сути, это вторичная профилактика – заболевание возникло, но важно, чтобы пациент не стал инвалидом.
– Взрослый пациент – это понятно: он сам отвечает за себя. А как обстоит дело с детками?
– Конечно, основную ответственность несут родители. Они на занятиях астмашколы получают информацию о болезни, о том, как протекает приступ, как его избежать, какие препараты и каким образом необходимо использовать в момент приступа и вне его. Это своего рода ассоциация для родителей, чтобы им было не страшно, чтобы избежать паники, сохранять четкую линию поведения в отношении болезни в целом, и в период обострения в частности. Родители, прошедшие обучение, хорошо ориентируются в назначаемых врачом препаратах, в тактике действий в той или иной ситуации. Они учатся правильно пользоваться ингалятором для лечения, так как приходится довольно длительно – до трех месяцев – ингаляционно вводить лекарство. Надо сказать, что это такое заболевание, при котором аккуратное соблюдение рекомендаций врача – а это избегать аллергенов, заниматься спортом, своевременно принимать лекарства – позволит человеку оставаться и выглядеть вполне здоровым.
– А как ребенок участвует в процессе обучения? И в каких поликлиниках нашего города имеются астмашколы?
– Во всех поликлиниках, где есть аллергологи или пульмонологи. Это городские поликлиники №№12, 8, центр аллергии и астмы «Парацельс», многопрофильная клиника Тюменской медицинской академии, центр охраны здоровья детей.
Дети принимают в обучении самое активное участие. Помимо программных циклов обучения, один-два раза в год мы организуем встречи городских астмашкол. Это своего рода праздники – астма-дни, астма-елки, где всегда есть место образовательному моменту в игровой форме. Например, сказки про Дыхтеля-Пыхтеля, мультики про Волшебника Пикафлоу. Для подростковой аудитории мы используем уже другие формы подачи материала – это тинэйджерские ассоциации, специальные обучающие сайты и т. д. Организованы астмашколы для беременных женщин. И, кроме того, мы обучаем врачей, медицинских работников и организаторов здравоохранения – чтобы поддерживать высокий уровень их компетентности и информированности о болезни.
Я убеждена: работа образовательных программ для пациентов с хроническими заболеваниями позволяет научить жить человека с его недугом. Кроме того, это определенный клуб, общество по интересам, где человек знает, что он такой не один, что ему всегда помогут, научат, расскажут, а значит, все под контролем!



