К 100-летию ВИктора ивановича Муравленко
Имя Виктора Ивановича Муравленко золотыми буквами вписано в историю Тюменской области. Благодаря ему создан крупнейший в мире Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс. И в этот юбилейный год делается очень многое для того, чтоб увековечить память об этом человеке-гиганте, руководителе с непререкаемым авторитетом. На страницах печатных изданий регулярно появляются публикации, посвященные этой теме.
Сегодня осветим еще одну страницу жизни нефтяников и расскажем об особом отношении В.И. Муравленко к детям. Знаю об этом не понаслышке. Проработав в аппарате Главтюменнефтегаза несколько лет, имела к детям северян непосредственное отношение. Работа пионерских лагерей, дошкольных учреждений входила в мои обязанности.
И теперь, когда бываю в офисе областного общественного Фонда имени В.И. Муравленко (членом которого являюсь) или просто прохожу мимо здания ГТНГ, что на улице Ленина, 67, воспоминания, словно кадры документальной хроники, проходят перед моими глазами…
…Вот на перроне Тюменского железнодорожного вокзала дети в нарядной пионерской форме с алыми галстуками. Эмоциональность придает и духовой оркестр, исполняющий бравурные марши. Прощальный сигнал, и поезд медленно отходит от платформы. Он держит путь на юг. Проходит несколько дней и… «Здравствуй, Черное море!».
Для детей школьного возраста существовала сеть пионерских и спортивно-трудовых лагерей. Здесь, в Тюмени – небезызвестный «Орленок» с его бессменным начальником А.Г. Пахомовой и южные, на черноморском побережье. Сначала это была «Снежинка», потом «Юный нефтяник» (близ Туапсе) и «Тюменец» (в Лазаревском). Первое время лагеря размещались в арендованных Главком школах и даже палатках.
В 1973 г. было начато строительство стационарного лагеря на 500 мест, рядом со Всероссийской здравницей «Орленок». В поселке Джубга функционировал спортивно-трудовой лагерь для старшеклассников.
Пионервожатые, воспитатели, медицинские работники подбирались очень тщательно. К этому был приобщен и Тюменский горком ВЛКСМ, и госуниверситет (ранее пединститут), и мединститут, и областная больница, и обком профсоюза. А начальники лагерей – это были опытнейшие и оправдавшие доверие педагоги – занимали эти должности по нескольку лет подряд.
Один из них, Юрий Тихонович Новиков, вспоминает замечательную жизнь «Юного нефтяника»: «Это было прекрасное время. Свежие овощи и фрукты, которых так не хватало на севере, здесь были в избытке. Отличные кадры давали возможность проводить полноценную оздоровительную и воспитательную работу. А сколько интересных мероприятий проводилось в лагере! Экскурсии по Крыму, поездки в Новороссийск, Сочи, Сухуми, на озеро Рица, встречи со знаменитыми артистами (особенно памятна с Ю. Никулиным). А праздник Нептуна! Всего не перечислишь! Большое внимание уделялось работе с пионерским активом, вырабатывались навыки общественной работы. Один из председателей совета дружины Сергей Галян впоследствии стал профессором ТГМА, доктором медицинских наук, и я уверен, что он до сих пор помнит первые уроки, полученные в лагере».
А я вспоминаю такой эпизод. На юге появился очаг холеры. Он совпал с концом смены, когда нужно было вывозить детей из лагеря. Эти обстоятельства вызвали большое беспокойство в Тюмени. К приходу эшелона на привокзальной площади скопилось несколько десятков машин скорой помощи. Волновались родители, встречавшие своих детей. Подходит поезд. Прежде всего к вагонам-изоляторам бежим мы, отвечающие за работу лагерей. А нас встречают улыбающиеся врачи, загорелые здоровые дети. Все в порядке! Оказалось, облздравотдел, медсанчасть нефтяников просто перестраховались. Но я думаю, что это еще один отличный показатель работы лагерных кадров.
Материальные затраты на создание детских здравниц были огромны. Помимо строительства – аренда помещений школ, перевозка детей с Севера в Тюмень и далее до места назначения, постоянные дежурства ответственных работников при встречах детей в аэропорту; обеспечение транспортом, питанием; аренда железнодорожных составов и т. д. В.И. Муравленко лично контролировал решение этих проблем. Он понимал, в каких трудных условиях работали и жили нефтяники, и делал все возможное (а порой и невозможное), чтобы принять меры для оздоровления тысяч детей северян.
Он договаривался с ЦК ВЛКСМ о выделении путевок в «Артек» и «Орленок», лагеря крупнейших предприятий страны. Это позднее северные нефтяные организации стали открывать свои лагеря, да и доставка детей шла без тюменской перевалочной базы – напрямую. Об отдыхе в лагерях ГТНГ до сих пор поминят те, кому удалось в них побывать.
Не могу не упомянуть и о детских дошкольных учреждениях. Эта проблема всегда была актуальной. В 70-е годы Министерство нефтяной промышленности СССР и ЦК профсоюза объявили конкурс на лучшее дошкольное учреждение под девизом: «Все лучшее – детям!» Забегая вперед, скажу, что на протяжении нескольких лет Главк занимал в этом соревновании первые места. Но это было позднее. А сначала надо было работать, работать и работать. Ведь когда началось освоение нефтяной целины, детсады размещались в вагончиках, а летом даже в палатках. У меня сохранились уникальные фотографии таких садов Урая в 1965 году. Ну а в дальнейшем быстрыми темпами стали вводить в строй прекрасные здания, по тем временам настоящие дворцы, оснащенные современным оборудованием и инвентарем, а кое-где с бассейнами.
Большое внимание уделялось распространению передового опыта путем проведения семинаров. Они проходили в Сургуте, Нефтеюганске, Нижневартовске, Урае, Стрежевом, Тюмени. Затем, когда уже твердо «встали на ноги», этот опыт получил «зеленый свет» и во Всесоюзном масштабе. Вспоминаю такой семинар, проведенный в 1976 г. в г. Нижневартовске. На нем присутствовали видные специалисты и ответственные работники из Академии педагогических наук СССР, Министерств просвещения, здравоохранения, нефтяной промышленности. А дошкольные работники: инспектора, заведующие и методисты дошкольных учреждений съехались со всей страны. К слову, в наших детсадах работали замечательные специалисты.
Однажды В.И. Муравленко озадачил меня: надо создать фильм о дошкольных учреждениях Главка. И фильм под названием «Теплый Север» появился. Его постоянно демонстрировали гостям, в т. ч. и иностранцам, на семинарах. Хороший получился фильм!
Перебирая официальные документы прошлого, с ностальгией вспоминаю те далекие годы. Да разве можно было бы добиться таких успехов, если б не понимание всех проблем – больших и малых – начальником Главка? Конечно, нет! Именно от Виктора Ивановича передавался рабочий настрой руководителям подведомственных организаций и предприятий. И я не помню случая, чтоб в чем-то был отказ. Нужно было только серьезно обосновать необходимость решения той или иной проблемы.
Ведомственные лагеря и ясли-детсады были первоначально в ведении отдела рабочих кадров и быта, но для оперативного руководства ими в Главке была создана специальная группа. Это мудрое решение тоже исходило от Виктора Ивановича. А как много значило доброе слово, сказанное руководителем!
Даже находясь в больнице (с инфарктом) и узнав, что Всесоюзный семинар в Нижневартовске прошел отлично, Муравленко просил передать мне лично огромное спасибо. Как были дороги эти слова! Они зарядили меня энергией, наверное, не на один год. В общем, память об этом прекрасном человеке, профессионале высокого класса, осталась навсегда.




