Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) родился в селе Ново-Маячка Каховского района Николаевской губернии (ныне это Херсонская область) в 1927 году.
В семье Снычевых было семеро детей. В 30-е годы семейство оказалось на Украине. Жили бедно. В одном из интервью «Препобеди свой Страх» Иоанн поведал: «Чтобы утолить голод, я часто уходил из дома с сумой за плечами и с протянутой рукой обходил улицы города, прося куски хлеба. Одни люди отзывались на горе, а другие отворачивались и гнали меня, как бродячего пса».
Безрадостные детство и юность подвигли будущего духовного иерарха к чтению душеполезных книг, таких, как «Жития святых», «Евангелие», Иоанна Богослова и других. Начались поиски Бога.
«Укреплением в вере служили мне различные случаи призвания Господом людей к покаянию и чудесные случаи вразумления... «Я горел пламенной любовью к Господу», – писал он. «Любить людей, участвовать во благе и счастье всем верным чадам православной церкви» – таковы были задачи начинающего священника. Иоанн молитвою преодолевал невзгоды жизни. он жил согласно учению Христа.
В своих книгах «Самодержавие духа. Очерки русского самосознания», «Голос вечности», «Одоление смуты», «Стояние в вере», «Русь Соборная» он говорил об истории России с языческих времен до конца ХХ столетия. И, общаясь с прихожанами, имел возможность проникать в такие уголки народной жизни и верований, куда постороннему наблюдателю доступ был затруднен. Поэтому его книги прежде всего обращены к тем, кто заблуждается, не знает, в чем смысл жизни, бытия России.
В своих проповедях и книгах Иоанн не рассматривал русский народ с точки зрения его национальной исключительности. Считал, что русскому народу чужда философия стяжательства, у честных людей она вызывает ощущение духовного дискомфорта. В работах, относящихся к истории Русской православной церкви, заметно, что его интересует жизнь людей и идей. И прежде всего тех, что связаны с историей православия, культуры. Подвиг святости – одна из ключевых тем в его трудах.
Свой священный долг митрополит Иоанн видел в том, чтобы не только вызвать интерес к истории России, но и проникнуться пониманием великой идеологии Отечества – православия. Иные, прочитав данные строки, могут мне возразить: как можно соотносить идеологию и православие? Но на протяжении многовековой истории развития России православие было главной идеологической доминантой, так как проникало во все сферы народной жизни.
Митрополит Иоанн в своих книгах касается и вопросов смуты. Он, как и великий мыслитель А. Хомяков, русскую соборность связывал через воссоздание духовной общности людей посредством православной церкви. В отличие от некоторых христианских теологов, размышляющих о культуре как о мирском, следовательно, греховном деянии людей, высокопреосвященнейший Иоанн так не думал. Понимал, что культура – это искусственный мир, вторая природа, созданная человеком. Но есть люди искусства, побудительный мотив которых – нравственность. Усилия таких людей благородны. На протяжении долгих столетий вокруг русского национального ядра творила Россия уникальный по своему многообразию и самобытности полиэтнический, поликонфессиональный сплав культур. Этот сплав и есть великая русская культура, признаваемая всем мировым сообществом.
По мнению Иоанна, государство – принудительное учреждение, цель которого состоит в том, чтобы защитить людей от псевдокультуры, от ее пагубного влияния на нравственность, особенно на молодежь. Иоанн любил выражение московского митрополита Филарета: «Личных врагов прощай, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими». Этим заветом великий патриот России следовал в течение всей своей подвижнической жизни. И мы, простые смертные, как и Иоанн, должны жить во славу Божию для России. «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли!» (Быт. 4:10).
«Поблагодарите Бога, прежде всего за то, что вы – русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России».
Николай Гоголь.



