Я стала патриоткой в Америке

В 2011-2012 учебном году в рамках программы обмена для старшеклассников «FLEX» около тысячи российских мальчишек и девчонок прибыли в США. Проживали в местных семьях, учились в обычных американских школах, получали стипендию. Одной из участниц проекта стала Лера Клевцова, десятиклассница тюменской школы №70.

Главная цель программы «FLEX» – объединить молодежь разных стран. Сами флексеры говорят, что мечтают улучшить мир, внести в его развитие новые идеи.

– Я случайно узнала об этой программе от одноклассницы, пригласившей меня на конкурсный отбор. Знание английского языка было важным, но не единственным критерием.

Комиссия в США учитывала рекомендации российских учителей, лидерские качества претендентов, в том числе их способность жить вдали от дома, состояние здоровья, коммуникабельность. Окончательное решение принимали американские семьи, которым предстояло принять ребят, – рассказывает Лера.

И ты веришь в то, что Конгресс США выделяет средства на обучение активным школьникам из стран СНГ для того, чтобы они затем служили миру?! Не было ли у тебя ощущения, что они оплачивают восхищение своей страной, ведь уровень жизни там гораздо выше.

– Я бы так не сказала. И в Америке достаточно своих проблем. Один из слоганов программы: «Не лучше, не хуже, просто страна другая». И мы старались не сравнивать. Я, например, очень скучала по России и теперь хочу что-то полезное сделать для нее. По окончании школы начну изучать международное право и, возможно, найду себя в дипломатии.

Мы встречались с выпускниками программы «FLEX», мне очень понравилась девочка из Казахстана, сейчас она учится в университете, но уже организовала свое общество, члены которого собирают деньги для детских домов, проводят праздники, дарят детям подарки. Многие флексеры-выпускники благодарны этой программе, меняющей мировоззрение человека, его образ жизни. Взгляд на многие проблемы становится другим, я теперь задумалась о том, о чем раньше и мыслей не было.

Эта поездка дала тебе возможность взглянуть на мир со стороны и увидеть в нем Россию?

– В рамках программы мне предстояло сделать презентацию о России. Я оказалась первым русским студентом в американском городе, и к теме был проявлен большой интерес, со мной знакомились, спрашивали, где находится Сибирь, всегда ли мы пьем водку, ходят ли у нас по улицам медведи и правда ли, что у нас так холодно. Порадовало, что американцы знают, что, помимо Москвы и Питера, в нашей стране есть еще и Сибирь. Про нефть не спрашивали. Говорили, что хотели бы попробовать русский борщ, водку, ягоды.

Как победитель конкурса я участвовала в конференции в рамках научной недели, которая проходила в Вашингтоне. Там обсуждался вопрос, почему молодежь в одностороннем порядке приезжает в Америку, а обмена-то как такового нет, хотя юные американцы изъявляют желание приехать в страны СНГ, особенно в Россию, но их не приглашают. Есть надежда, что и наша страна также будет принимать школьников со всего мира на аналогичных условиях: даст возможность увидеть другие города, познакомиться с российской системой образования, культурой. Россия многим нравится, многие хотели бы узнать нас лучше.

Я вообще очень люблю свою страну. Мне кажется, что в Америке я по-настоящему стала патриоткой и очень рада, что родилась в России. До этой поездки я так ее не ценила.

Да, как говорят, «большое видится на расстоянии». Граф Михаил Михайлович Сперанский писал: «У нас люди лучше, а здесь лучше установления»…. Лера, если все же прибегнуть к сравнениям: «а у нас, а у вас», то какое отличие сразу бросилось в глаза?

– Удивляет способность американцев к перемещениям. Переехать в другой город, поменять работу им не составляет труда. Знала одну семью, они жили в Вашингтоне – вдруг решили перебраться в Калифорнию. И сделали это через две недели! Нам же надо лет пять, чтобы решиться.

Если говорить о школе, то мне кажется, что наше образование лучше американского. Например, в нашей 70-й не только учат, но и воспитывают, развивают. А там – нет, в школе много детей с узким кругозором. Мы после уроков остаемся, чтобы поговорить, а они считают это лишним.

Разнятся отношения «учитель – ученик». У нас если сумку положишь на парту, это уже факт проявления неуважения, а они могут сидеть за партой, как захочется. Но там больше внимания уделяют спорту и благотворительности. В школе продают билеты на ученические соревнования, и деньги идут в фонд. Многие делают спортивную карьеру. Конечно, есть те, кто стремится в жизни чего-то достичь. Но на вечеринках – вино и наркотики, девочек много беременных, мне это было дико. Отношения между полами раскрепощенные… В рамках программы обязательным было волонтерство, я работала в больнице и в храме. Благотворительность очень развита, но ее никто не навязывает.

Свой социальный статус ребята не подчеркивают, к истории своей страны относятся с интересом и знают ее. Огорчила их уверенность, что во Второй мировой войне победили Германию именно американцы. Я доказывала обратное, но каждый остался при своем мнении. Кстати, песню про Катюшу многие слышали. А вообще патриотизма в Америке больше, чем у нас. Перед началом каждого учебного дня все в классе встают, поворачиваются к флагу страны, правую руку кладут на грудь и произносят клятву. Я не могу привести подобных примеров в России, у нас это не принято.

Есть мнение, что в России главное слово «совесть» (жить надо по совести, по душе), а в Америке и Европе – «выгода» (поступай так, как тебе выгодней). Так ли это?

– Я бы сказала, что там главное слово – «свобода». свобода мысли, отношений, поступков, но в рамках закона. Полагайся на себя и живи по закону – таково их правило. К закону американцы относятся очень серьезно. И люди там очень разные, они не живут по шаблону, каждый выбирает свою жизнь. И однополые браки никого не удивляют. в школе у нас были как девочки, так и мальчики с нетрадиционной ориентацией. Мне запомнился плакат: «Если ты не хочешь быть таким – не будь им». Такая позиция понравилась. Президент США сначала говорил, что он не приветствует такие союзы. Но перед самым отъездом видела телепередачу, где он сказал, что уважает выбор этих людей, потому что он – президент Соединенных Штатов Америки.

В СМИ появилось много историй о жестоком обращении с усыновленными детьми из России. Как относились к тебе твои «приемные родители»?

– Я попала в обеспеченную семью, мне уделяли много внимания. Я съездила в Бостон, Вашингтон, Нью-Йорк, Флориду. Нам выдавали по 125 долларов в месяц, это около 4000 рублей. Восемь долларов стоит билет в кино, за 20 можно поесть в McDonalds. Я старалась жить на свои средства, но подарками меня тоже баловали.

Каждое воскресенье с семьей ходила в храм на службу, хотя в Тюмени этого никогда не делала. Семья считала себя православной и к вере относилась очень серьезно.

А Тюмень изменилась за этот год?

– Когда я приехала в Америку, то культурный шок длился три дня, а в Тюмени уже месяц, и никак не могу прийти в себя. сохраняется языковая проблема, я все еще думаю на английском. Чувствую, что сама очень изменилась, и ребята в моем классе тоже изменились, и моя родная семья. На одном из уроков мы рассматривали плюсы и минусы общества, говорили о том, что можно изменить, как и кто это может сделать и стоит ли это делать вообще. Рассуждали о промышленном загрязнении, экологии, касающейся как человека, так и планеты. По программе «FLEX» нужно было написать эссе и изложить в нем волнующую тебя проблему, а также внести конкретные предложения по ее решению. Я выбрала переработку отходов. Участвовала в конкурсе, который проводил департамент образования, курирующий нас. Загорелась темой экологии. В США, например, во дворах стоят отдельные контейнеры для банок из-под кока-колы, бумаги, пищевых отходов, что меня очень удивило. Теперь мечтаю организовать такую сортировку мусора в Тюмени.


7522