Наверное, тема лечения и профилактики гипертонической болезни – универсальная, поскольку об этом можно говорить, так сказать, под разным углом зрения. Сегодня мы остановимся на нескольких моментах развития этого заболевания и его лечения.
«Молчаливый убийца» – так часто называют гипертонию. Почему? Человек не чувствует повышения давления. Ситуация такая же, какой она была с ишемической болезнью сердца в эпоху до ЭКГ: в то время врачи говорили, что при грудной жабе реальны только две вещи – боль и смерть. Все остальное – лишь неясные ощущения пациента.
Благодаря Н. С. Короткову и М. В. Яновскому уже более ста лет существует аускультативный метод определения артериального давления. Именно он лежит в основе работы всех тонометров. Стало понятнее, чем опасно высокое артериальное давление. Но не все так просто, ведь его временное повышение не всегда вредно. Впрочем, даже нормализация давления под влиянием лекарств вовсе не означает излечения от гипертонии.
Существует множество систем регуляции уровня АД. Это и барорецепторы в различных органах, и гормоны. Кстати, именно поэтому абсолютно различные по механизмам действия лекарства эффективно снижают повышенное артериальное давление. В процессе эволюции развивались и совершенствовались в основном системы, обеспечивающие повышение АД. То есть выживали и оставляли потомство те, у кого с этим был порядок. Вот и получилось, что человек более приспособлен к повышению давления. А вот за расслабление гладкой мышцы сосуда и снижение периферического сопротивления и давления отвечает в основном одна система – эндотелий сосудов. Причем самым мощным средством расширения сосудов является оксид азота, вырабатываемый клетками эндотелия из аргинина. Постоянная выработка клетками оксида азота позволяет поддерживать нормальный тонус сосудов. Так вот, на фоне эндотелиальной дисфункции постоянное пребывание сосудов в состоянии сокращения приводит к их перестройке: гипертрофируются мышечный и коллагеновый слои. Это называется ремоделированием. Поддержание постоянства внутренней среды организма и давления удерживается на повышенном уровне. Организм адаптируется, выполняя любой ценой поставленные задачи.
Создается «порочный круг». У здорового человека запас прочности – увеличение кровотока при нагрузке – составляет в коже и мышцах 18-20 раз, в сердце – шесть раз, в печени – пять раз, и в мозге – три. При переходе на новый уровень – с повышенным давлением – резко уменьшается сосудистый резерв. Тут уже не побегаешь, велик риск микроинфаркта в сердце, мозгу, сетчатке, почках. Собственно, так и происходит, когда мы говорим: «Что-то слабость какая-то, мушки перед глазами». В этих органах, где запас адаптации и так невелик, резко – в 3-5-10 раз – ускоряется старение. А дальше процесс развивается согласно закону – от плохого к худшему.
Первыми начинают страдать так называемые органы-мишени – те самые, где наименьший резерв. В сердце из-за повышенной нагрузки гипертрофируется левый желудочек. Тот, который гонит насыщенную в легких кислородом кровь по большому кругу во все органы. Эндотелиальная дисфункция в сосудах сердца приводит к их парадоксальной реакции – вместо того чтобы расшириться и усилить кровоснабжение, они сужаются. Поэтому при спазме коронарных сосудов используют нитроглицерин, который, распадаясь, быстро высвобождает оксид азота.
Гипертрофированные мышечные клетки сердца очень чувствительны к недостатку кислорода – они быстрее погибают. Некоторые из них являются частью проводящей системы сердца. Когда в каком-то месте погибает существенная часть клеток этой системы, начинаются нарушения ритма – аритмии. В почках гибнут нефроны. Мы этого не замечаем, но резервы не бесконечны. В сетчатке из-за нарушенного кровоснабжения «выгорают» целые поля палочек и колбочек. Резко ускоряется процесс старения хрусталика. В аптеке, конечно, предложат много чего «для глаз», но это лишь чуть-чуть затормозит процесс. И, наконец, мозг. Здесь последствия самые катастрофические. Начинается снижение памяти и работоспособности. Затем голова плохо работает в условиях перегрузки. Ей просто нечем думать из-за массовой гибели нейронов!
Как же лечится гипертоническая болезнь? Существует много систем, повышающих артериальное давление, поэтому имеется несколько групп препаратов, эффективно снижающих повышенное давление. И мочегонные, и бета-блокаторы, и антагонисты кальция… И все реально действуют! Сейчас активно внедряются комбинации этих препаратов. Но нет и не может быть какого-либо одного, самого лучшего препарата. У каждого человека гипертоническая болезнь имеет свой рисунок. Лечение этого заболевания в большей степени искусство, чем наука. Существует старый добрый врачебный принцип: «Не навреди!». В соответствии с этим принципом врач всегда должен взвешивать вероятную пользу и вероятный вред от своих действий.
Сложность проблемы в том, что артериальная гипертензия, как правило, не единственная болезнь, да и зачастую не самая тяжелая: ишемия, атеросклероз и сахарный диабет на фоне гипертонии – этот «букет» очень быстро заканчивается смертью. Подсчитано, что болезни сердечно-сосудистой системы убивают больше людей, чем все остальные болезни! Вот почему этому недугу уделяют особое внимание!
Теперь о выздоровлении. Цель лечения – разорвать «порочный круг», остановить стремительно раскручивающуюся спираль событий, итогом которых будет смерть. Поэтому лечиться нужно с помощью доктора, которому вы доверяете. А вот выздоравливать и поддерживать свое здоровье должны вы сами. Дайте организму возможность восстановиться! Ваша задача – обеспечить его всем необходимым и не мешать ему. Пересмотрите режим питания: включите в рацион не только белки, жиры и углеводы, но и витамины, биофлавоноиды, антиоксиданты, клетчатку, пектины. Потребляйте только чистую воду. Полноценный сон (в ночные часы и не менее 8 часов). Откажитесь от курения. Практика показывает, что многие бросают курить после первого же инфаркта. После второго некурящими становится подавляющее большинство. А третий инфаркт переживают считанные единицы…
И еще. Надо уменьшить потребление соли, алкоголя и похудеть: увеличить физическую нагрузку – хотя бы делать зарядку и каждый день гулять.



