Сколько пить народу? Разреши пить много и сделай водку дешевой, сопьётся и вымрет. А запрети торговлю водкой, опустеет казна. Эту проблему решали все правители России… О «пьяной» политике советских времен, о том, что предпочитали «принимать на грудь» первые лица Страны Советов, как они встречали гостей, в том числе и зарубежных, и сами «отрывались» за границей – новый фильм историка Алексея Митрофанова и журналиста Ольги Надточей из цикла «Хроники московского быта» – «Рюмка от генсека», который мы увидим на канале «ТВ Центр» в четверг, 23 августа, в 20.15.
При Ленине кремлевских застолий практически не было. Сам Ильич ценил хорошее пиво – до 17-го года он много времени провел в Швейцарии и Германии. И любил пропустить пару кружек этого слабоалкогольного напитка.
В октябре 17-го года он отменил абсолютно все царские законы. Кроме одного – сухого. К чему это привело? Страна – перед лицом финансовой катастрофы. Большевики не знают, как заполнить казну. Страшная инфляция, безработица. «Наверху» рождается идея: не восстановить ли государственную монополию на производство и торговлю спиртным? Но водку сразу не разрешают, для начала народу позволяют «размяться» напитками, чья крепость не больше 20 градусов. И только после смерти дедушки Ленина сухой закон отменили. Народ хлынул в водочные магазины, казна стала пополняться.
Кстати, слово «водка» появилось на этикетках только в 1936 году, при Сталине. До этого было исключительно «казенное вино».
Сталин особо не скрывал, что «мы должны пойти на максимальное увеличение продажи водки», это источник финансовых средств.
На «водочные» деньги прошла индустриализация, были построены все главные заводы страны. А еще Сталин использовал застолье в личных и государственных интересах. Сам вождь народов пил вино, и немного, а вот окружение свое щедро потчевал водкой. Это были посиделки «на вылет». Когда его гости выпивали, у них развязывались языки. Сталин следил за каждым и делал выводы…
Хрущев критиковал почти все, что было связано с именем Сталина. И, само собой, его «алкогольную политику». Никита Сергеевич Хрущев закручивает гайки – водку теперь продают не раньше 10 утра. И цены на нее повышают. Сам Хрущев был не прочь принять «беленькой», – но на приемах пил из своей, особой, рюмки. В чем была хитрость этой хрущевской «тары»? И почему за границей он вынужден был обходиться без нее? Там, кстати, Хрущева считали человеком сильно пьющим. Всему виной были его простые, граничащие с бескультурьем манеры. Зрителю небезынтересно будет узнать, почему особо тяжелым похмельем кончился для Никиты Сергеевича визит в Советский Союз Фиделя Кастро.
Пришедший к власти Брежнев пил уже гораздо больше. При нем ассортимент выпускаемой водки расширился. Как и его предшественники, Брежнев активно использовал водку для пополнения государственного бюджета. При нем она стоит еще дороже, чем при Хрущеве. Больше, чем мясо! Но граждане, как обычно, согласны с любой ценой…
Пришедший к власти Юрий Андропов навсегда запомнился народу удивительным по щедрости подарком. Понизили цены на водку! Уцененную беленькую стали ласково называть «андроповкой».
Андропов пил немного, был больным человеком. Говорят, что не позволял себе выпить, даже стоя на Мавзолее во время демонстраций. Хотя все, кто были рядом, «заряжались», чтобы не замерзнуть. Что пили тогда наши правители? Как закончился эксперимент по производству беспохмельной, безвредной водки?
И, наконец, – Михаил Горбачев. Его сухой закон был полной профанацией. Люди как пили, так и продолжали пить. Только в ход пошли самогон и всякие суррогаты. На безалкогольных свадьбах наливали друг другу под столом. И в Кремле «завязывать» тоже никто не собирался – банкеты не обходились без спиртного.
Все случилось, как при сухом законе, внедренном императором Николаем Вторым. Когда простым людям пить запретили, а богатым и тем, кто у власти, – нет. Народ обозлился. И случилось очередное переустройство государственного строя. Распалась огромная страна.



