На берегу тихого озера

В деревне Шабурова супруги Кайзер создали милый сердцу уголок

В эту пору застать всю семью в сборе на селе маловероятно, ведь летний день год кормит. «Жаль, Геннадий на деляне, готовит лес к вывозке. В райцентре строит сыну и дочери двухэтажные особняки. Он бы рассказал вам много интересного», – посетовала Людмила Кайзер, хозяйка усадьбы. И согласилась взять на себя роль экскурсовода.

Они познакомились в Омске, работали на одном заводе. Много лет жили в пригороде Алма-Аты. В период развала большой страны братья Кайзеры уехали в Германию. Людмила не хотела жить на чужбине, и двадцать лет назад супруги вернулись на ее родину, в Бердюжский район, о чем не жалеют. В сибирской глубинке они создали райский уголок, как говорят, свой «казахстан».

Тенистой тропинкой мы идем в сад. Людмила здесь хозяйка и главный работник. Кроме овощей, плодоносят яблоня, слива, алыча, виноград, ирга, боярышник. «Ранетки продаем, люди из соседних деревень заказывают, дочке – сотрудники. Вырастить, собрать и переработать урожай – моя задача. Яблоки поздние кладем на хранение в погреб. Делаю соки, салаты, суповые заправки, компоты, варенья, повидло. Вот сколько домашних продуктовых запасов на зиму получается! – делится опытом садовод-любитель. – Стряпаю пироги со своей начинкой, детям и внукам нравятся». В тени деревьев беседка. «Муж все здесь сам сколотил, я украсила», – скромно улыбнулась хозяйка. Приставучая пчелка «заколдовала» меня. «Она поняла: не местные вы, – добавила. – Один улей купили, больше для опыления, чем для меда». У крыльца, вдоль изгороди, растут ели, сосны, лиственницы – чтобы зимой зелень радовала.

«Земля у нас не очень плодородная – орешник, удобряли перегноем, много лет свое хозяйство держали. А как дети из родительского дома ушли, оставили только кур-несушек да кроликов. Все растет в нашем огороде, перцев по тринадцать ведер собираю без теплицы. Арбузы спелые городские гости съели, вчера их проводила», – захлопотала Людмила и сорвала с грядки дыньку. Признаюсь, такой сочной до самой корочки и ароматной я еще не едала.

Не верится, что когда-то на этом месте была заброшенная усадьба. Решив обосноваться здесь, супруги принялись за работу. Немецкая практичность и изобретательность соединились на этом подворье с неутомимым русским духом творчества и трудолюбия. Умелые руки хозяина обеспечивали семье стабильный доход даже в кризисные годы. Рубленный из дерева гараж, еще больших размеров столярная мастерская. Здесь Геннадий Вильгельмович проводит большую часть времени. На всю округу он – единственный кузнец, все заказы – к Кайзеру. Пилорама, слесарные и токарные станки, столярные инструменты – все собственноручного изготовления. Скупал по частям при ликвидации совхозов то, что еще не успели сдать как цветной металл. Теперь делает все, что потребуется селянам. Для жены сам велосипед смастерил из останков, другими выброшенных. К старенькому трактору Т-25 придумал и сделал погрузчик, тележку-длинномер, и березы целиком привозит из деляны домой. Самодельным плугом пашет по весне огороды всем, кто попросит. Возле пилорамы лежит толстенный брус – это для того, кто решил обновить нижние венцы дома. Даже из райцентра едут к Кайзеру за опилом, потому что бесплатно раздает. Печку сложить – опять к нему же.

«У Гены всегда много работы, стараюсь не отвлекать его на то, что сама могу сделать, – добавила Людмила Анатольевна и пригласила в дом. – Смотрите, обычную печь-плиту на кухне (кстати, в ней по семь буханок хлеба за раз выпекаю) превратил сверху в камин. Скорее, любовь к творчеству и объединила нас в молодости. Он делает основу, я оформляю, сама себе дизайнер». Мебель (стол, стулья, табуреты, шкафы), кухонная утварь – все сделано руками супругов, только посуда магазинная. Творческой выдумки им не занимать. Камин хозяйка украсила мозаикой из мелкого щебня, колотого кирпича да битого бутылочного стекла. Сама потолок расписала и полочки сколотила для мелочей. Для сыпучих продуктов Геннадий выточил разных размеров и форм емкости. Людмила украсила незатейливыми узорами и покрыла лаком. Практично, бесплатно и, главное, экологически безопасно.

Никаким пластиком в доме и не пахнет. Часть стен в зале хозяйка обила… ничем не обработанным горбылем. Сядет вечерком в кресло-качалку, которую муж для нее сделал, и смотрит на березки. Это успокаивает, говорит, на добрые мысли наводит. Однажды нашла в лесу гнездо ремеза, теперь висит оно в уголочке на березовой веточке. Банка из-под краски превратилась в цветочный горшок, цементным раствором придала ему новую форму и тоже украсила природной мозаикой. Заваренный из муки клейстер с добавлением опилок стал основой для оформления пивной баночки – вот тебе еще один горшочек. Необычные рамки для фотографий на стене – ее рук дело, а деревянное оформление большого зеркала – творчество супруга. «И дети выросли, как говорится, с головой и с руками. Дочку к рукоделию и шитью приучила. Сын приедет, к отцу в столярку идет», – рассказывает Людмила Анатольевна, присаживаясь на диван, покрытый самобытным ковром, который она в детстве ткала вместе с матерью.

«Так всем и скажите: любому, кто не ленится, по силам рай для себя создать», – напутствовала, прощаясь, Людмила Кайзер. Уходя, я приметила у крыльца альпийскую горку с цветами и небольшим водоемом наверху. Таким образом хозяйка замуровала обычную бочку для сбора дождевой воды на полив. Глядя на нее, и соседи стали прихорашивать свои усадьбы…

«Счастливая семья» – совместный проект департамента социального развития и газеты «Тюменская правда».


7508