Дух севера

В музее-заповеднике на Андреевском озере в очередной раз отметили День коренных малочисленных народов мира. Нынешний праздник отличался от предыдущих тем, что проходил в новых реалистичных декорациях. С недавних пор на территории музея действует интерактивная зона – стойбище, созданное в сотрудничестве с Тюменской областной общественной организацией коренных малочисленных народов Севера “Кедр”. А теперь среди ненецких чумов и хантыйских изб, как завершающий аккорд, появилось “священное место”, устроенное в полном согласии с северными традициями.

На идею музейщиков натолкнули отзывы посетителей: посмотрели быт, жилища, одежду, позабавились с луком и стрелами… А где же духовная культура? Ответ прост: в самом образе жизни, в отношении к природе и с природой. Но символы нагляднее. Посему отныне есть и они – столбы-идолы. Главный, самый высокий, о семи лицах…

Представления об устройстве мироздания у северных народов архаичны (чем и интересны!), но отнюдь не просты. В трехчастную систему мира – верх, низ и наша, человеческая, середина – вплетено понятие о семи небесах и их обитателях (отсюда семь лиц идола), а также о множестве разнохарактерных духов, населяющих все три уровня Вселенной, включая покровителей рода, семьи. На музейном священном месте, таком же, как в любом стойбище, установлен специальный лабаз для родовых тотемов – чуть в сторонке от деревянных идолов, хранителей местности. За ними – деревья, к ветвям которых можно привязать яркие ленточки, дары духам. В центре расчищена площадка для костра.

Освящать место, по словам заведующей музеем Ирины Малых, не планируется. Все-таки это музейный объект, для показа экскурсантам, а не для поклонения. Но настоящего ненецкого шамана в гости все-таки пригласили. Он живет в Тобольске, состоит в одной из международных организаций, объединяющих шаманов. День коренных народов он встретил на Ямале, а в конце августа заглянет и в наш музей-заповедник. Как известно, на берегах Андреевского озера когда-то располагались мансийские укрепленные городки. Обнаружено восемь поселений, и где-то в районе интерактивной зоны, как полагают, было священное место манси. “Не знаю, угадали ли мы с установкой святого места, – говорит заведующая. – Шаман приедет, проверит. Посмотрим, почувствует ли он какую-то связь с этим местом”.

Пока же для представителей организации “Кедр” и областного комитета по делам национальностей, ямальских пенсионеров, журналистов и других гостей праздника роль шамана взял на себя Степан Яндо – экскурсовод и смотритель хозяйства интерактивной зоны. В руках – большой, обтянутый кожей бубен и деревянная колотушка, на лице – разноцветные ленточки, чтобы духи, к которым обращается шаман, не узнали его и не запомнили. Он – посредник, мост между миром людей и обиталищем потусторонних сущностей. То есть человек трудной и опасной профессии. Все чаще становятся удары бубна, все выше вьется над костром дым – для начала шаман должен привлечь внимание духов. Огонь обладает очищающей силой, и всякий, кто приходит в священное место, должен омыть дымом руки и лицо, отрешиться от дурных, суетных помыслов, отрицательных эмоций. Боги и духи Севера суровы, их следует ублаготворять, питать, одаривать, ни в коем случае не прося для себя материальных благ. Иначе духи могут обидеться. Они любят все нарядное, красочное. Поэтому им подносят ленты, ярко-синие, алые, белые – символ чистоты.

Итак, поклонились духам, накормили идолов, задобрили хозяйку очага – и отправились угощать гостей музея. Оленина и уха, соленая рыба и конфеты, сушки, пряники, оказывается, неплохо сочетаются между собой. После обеда – долгая прогулка по лесной дороге, туда, где открывается вид на водный простор и где есть удобный бережок, подходящий, чтобы спустить на воду облас, традиционную долбленую лодку. Сразу три суденышка с опытными гребцами из Уватского района выходят в плаванье, делают большую петлю и возвращаются назад, потом за весло берутся самые смелые гости… Вообще-то экскурсантам просто так катания не устраивают. Но когда есть повод и возможность – почему бы нет? К пассажирам особые требования: сесть покрепче и не дрожать, не раскачивать и без того неустойчивый облас. На детей непременно надевают спасательные жилеты.

Именно дети – самые благодарные посетители. Им все интересно: сколько перьев у гуся, как высоко прыгает кролик, какие строения появились на территории… Четырежды были в интерактивной зоне ребятишки из летнего лагеря “Витязь” и радостно делились впечатлениями: во второй приезд появился новый чум, в третий – сувенирная лавка, у гусят вместо пуха выросли наконец взрослые перья. Самые увлеченные приезжают еще и в выходные, с родителями, и тут же подмечают малейшие изменения: “А вы в прошлый раз в другом платье были, а у Степана была малица серая, а не синяя”. Они отлично запоминают названия предметов на хантыйском и мансийском языках, отличают ненецкие нарты от хантыйских. Ирине Малых очень хочется, чтобы посещение музея-заповедника включили в программу школьных уроков краеведения: “Ведь мы говорим о культуре нашего края, в том числе юга области, где проживают ненцы, манси, селькупы, ханты. У них богатейшая культура!”. Тем более что детям нравится – маленьким и большим, домашним и трудным.

145-6-2Недавно на Андреевском побывала группа из Винзилинской колонии для несовершеннолетних. Необычным гостям показали весь музей, в том числе интерактивную зону, поучили стрелять из лука… А через пару дней сотрудники колонии приехали снова – чтобы поблагодарить. Оказалось, ребята живо обсуждают четырехчасовую экскурсию, подростки-северяне, а их в колонии немало, вдруг оказались в центре внимания, отвечая на расспросы о жизни дома, в лесу, в тундре, отношение к ним изменилось. Даже дисциплина стала лучше – ведь нарушителей в следующий раз в музей не возьмут… А следующий раз обязательно будет. Для воспитанников колонии разрабатывается специальная программа. Теперь они тоже станут постоянными друзьями музея. Кстати, ребят из детских домов, интернатов, колоний для несовершеннолетних на Андреевском принимают бесплатно.


7459