Александр Казаков более пятнадцати лет является председателем Тюменского союза садоводов – общественной организации, куда входят сотни СНТ (садоводческих некоммерческих товариществ) вокруг областного центра. Хозяйство обширное, хлопотное, признаётся наш сегодняшний собеседник. это, по сути, целое государство, где живут и трудятся в большинстве своем граждане почтенного возраста, которым всегда нужна его компетентная и заинтересованная поддержка.
Александр Васильевич в прошлом – кадровый военный, а ныне – отзывчивый, знающий пути решения чуть ли не любой дачной проблемы… Люди обращаются к нему в офис на улице Мельникайте с тем, чтобы грамотно защитить свои права, разрешить иной затянувшийся спор, а подчас и сложный конфликт.
Сегодня А. Казаков отвечает на самые часто задаваемые вопросы тюменцев – обладателей загородных «фазенд» и теремов.
Дача. Как много в этом звуке!
– Как стать дачником? Если учесть, что в большинстве своём наши граждане – люди малообеспеченные, не имеющие средств, чтобы купить по сегодняшним ценам участок земли или готовую дачу, приходится думать о том, есть ли возможность просто заплатить вступительный взнос, получить, скажем, десять соток и стать членом того или иного товарищества.
– Последние 20 лет уже не образуется ни одного нового садоводческого товарищества. Сегодня в окрестностях Тюмени таковых 324, и их число пока не увеличивается. Тем не менее человек может подойти в наш офис, написать на моё имя соответствующее заявление, и я его направлю в то или иное товарищество, где ему предложат пустующий участок. Выбор в таком случае один: так называемые неудобицы (болота, бездорожье или заросшие кустарником земли). Если вариант будущего садовода устраивает, ему надо заплатить вступительный взнос от 50 до 90 тысяч рублей и приступать к обустройству выделенной территории. Правда, некоторые недобросовестные председатели дачных сообществ идут на хитрость – они предлагают «бесхозный» участок … купить. Хотя прекрасно знают, что продать можно лишь то, что принадлежит тебе по праву собственности (это касается как физических, так и юридических лиц). налицо – нарушение закона, поэтому на таких председателей у нас нередко заводят уголовные дела.
– Как обстоят дела с безопасностью у дачников – как они защищены от воров, иных лихих людей, существует ли какая-то гарантия их спокойствия?
– В большинстве товариществ есть сторожа, но обеспечить сохранность имущества каждого садовода они просто физически не могут. Те, что посостоятельнее, нанимают личного охранника. В большинстве же людям приходится рассчитывать только на самих себя: одни живут на дачах круглый год, и их присутствие там как-то отпугивает незваных гостей. Пропускной режим дачных сообществ пока оставляет желать лучшего. Одно время мы контактировали с милицией общественной безопасности, но они нам только сочувствовали и больше ничего. Кое-где было и соответствующее патрулирование, а сейчас этого нет.
– Дачная жизнь тем не менее идёт своим чередом, многие, как вы сказали, живут в своих загородных домиках и зимой, и летом, а некоторые даже прописываются там. Кстати, насколько реальна такая прописка?
– Особых препятствий здесь нет. Главное условие – чтобы дом и участок были оформлены в собственность, а жилище отвечало требованиям круглогодичного нахождения в нём – это должен подтверждать соответствующий документ БТИ.
– А если нет средств на газификацию дачи, дачнику её могут навязать, потребовать, к примеру, оплаты за прокладку газопровода по территории СНТ?
– Допустим, из 500 дачников только 100 могут и хотят «газифицироваться». Вот пусть они и раскошеливаются. Остальные имеют право отказаться. И никто не может их заставить помимо воли платить за услугу, в которой они не нуждаются. То же, кстати, касается и электричества: если вы даже домика не построили, а землю используете только под картошку, вас не могут заставить платить за столбы и провода вне вашего участка – они не ваша собственность. Если же решением общего собрания садоводов вам пытаются вменить это в обязанность, то можно обратиться за защитой прав в суд.
Знать свои права и грамотно отстаивать их
– Что есть незаконные действия или бездействие председателя дачного общества?
– Нередко бывает так, что от купившего дачу требуют сума-сшедший вступительный взнос, хотя с него могут брать деньги только на оформление документации и организационные расходы: на выписку членской книжки дачника, на занесение в ведомость… Более того, новый собственник имеет право вообще не вступать в общество (согласно статье 8 закона о ведении хозяйства в индивидуальном порядке). Однако правление обязано заключить с ним договор, потому что садовод всё равно будет пользоваться дорогой, проложенной по территории СНТ, электричеством или водопроводом – всё это в соглашении прописывается. Правда, человек может не согласиться с некоторыми предлагаемыми пунктами и обратиться в суд, который вынесет окончательный вердикт. Точно так же любой член СНТ имеет право выхода из общества, написав заявление на имя председателя.
Чаще всего руководитель СНТ аргументирует свои финансовые претензии к новому собственнику следующим образом: ну вы же пришли на всё готовенькое и не участвовали в строительстве дорог, линий электропередачи, водопровода… Но дело в том, что прежний хозяин уже сделал свой вклад в эту инфраструктуру, и его доля автоматически переходит к тому, кто приобрёл у него дачу. И вообще каждая вымогаемая с вас сумма (под любым предлогом) должна иметь письменное подтверждение, на какие цели её хотят потратить. Как правило, требование у председателя соответствующей расписки сильно охлаждает его пыл.
Однажды ко мне обратились с просьбой помочь в следующей ситуации. Люди купили участок, построили дом и попросили подключить электричество, а председатель потребовал с них за это 18 тысяч. Я им сказал, что такая цифра взята с потолка, хотя должна быть рассчитана соответствующим образом. Допустим, пять лет назад садоводы «скидывались» по пять тысяч на строительство внутренней линии электропередачи. Абонентов, к примеру, набралось человек сто. По прошествии времени доля каждого увеличилась, скажем, до девяти тысяч. Но это должно быть обосновано письменно, при участии специалистов сетевой энергоснабжающей компании. В противном случае человек может обратиться в областной союз садоводов, в прокуратуру или в суд. Так же как и при несанкционированном отключении электроэнергии. Для сведения: абонентское подключение в ряде обществ составляет 500 рублей, а где-то – тысячу.
А если по-хорошему, то на каждый вид работ (будь то ремонт забора или благоустройство) председатель должен составлять смету и докладывать общему собранию, сколько нужно собрать денег для этого. На все случаи дачной жизни есть закон, есть пункты садоводческого устава. Каждый член товарищества имеет право на получение любой информации – пишет заявление на получение тех же смет или копий протокола собраний. Если заявителю отказывают в этом, он вправе взять с собой двух свидетелей, два экземпляра заявления, одно оставляет председателю, а на другом расписываются свидетели. И пусть только попробуют не дать вам ответ через месяц – идите сразу в прокуратуру. И помните: любую фальсификацию можно проверить, установить истину, отстоять свои права. В крайнем случае, можно обратиться за помощью к нам в областной союз садоводов.
Треть сельхозпродукции производят дачники
– Нередко слышны жалобы, что на дачных автобусах кондукторы сами на глазок определяют, где заканчивается черта города, и берут в таких случаях плату за проезд по более высокому тарифу, нежели в самой Тюмени.
– В транспортном управлении должно быть расписано, до какого километра различных дачных маршрутов действует тот или иной тариф. И эту информацию необходимо довести до пассажиров. Местные органы власти обязаны расставить здесь точки над i.
Александр Казаков сообщил также, что около 60 тюменских садоводческих товариществ до сих пор неэлектрифицировано. Эта проблема, как и другие, вполне решаема, если областная Дума примет внятный закон о государственной поддержке садоводов, огородников, дачников и их некоммерческих объединений, отметил собеседник. Ведь тюменские садоводы, по подсчётам А. Казакова, производят до одной трети сельхозпродукции от всего регионального агропромышленного комплекса, а облепихи, смородины или малины – все 80-100 процентов. Не секрет, что нынешние дачники в большинстве своём пенсионеры, которые несколько лет назад создали и подняли на должный уровень нефтегазовый комплекс области…



