В начале августа Геннадий Васильевич Шаповалов отмечает юбилей. 3 августа ему исполнится 75 лет, из них 54 года отдано медицине. Сегодня он – заведующий операционным блоком областной клинической больницы №2, хирург и почетный гражданин Ярковского района.
«Хочу быть военным!»
Родился Геннадий Васильевич в 1937 году, в Ишиме, в семье водителя и портнихи. К медицине склонности не имел, хотел быть военным. Вместе с друзьями поехал поступать в военное училище, в Омск. После прохождения медицинской комиссии с легкостью выдержал испытание на специальном кресле и ему предложили стать летчиком.
Физически он был здоров, всегда занимался спортом (играл в футбол). Так что прими тогда Геннадий это предложение, его жизнь сложилась бы совсем по другому сценарию. Но дружной компанией ребят они поступили в Омское военно-медицинское училище им. Щорса, которое окончили уже в Киеве.
«Я вышел из операционной мокрый»
Геннадий Васильевич получил диплом с отличием, он стал не только военным, но еще и фельдшером. За время учебы «заразился» медициной и решил быть врачом. В 1958 поступил в Омский медицинский институт на лечебный факультет. «Учились мы тогда с увлечением, все нам было интересно», – вспоминает Геннадий Васильевич. Параллельно с учебой, начиная со второго курса, студент Шаповалов работал в омской областной клинической больнице анестезистом, ассистировал на операциях. Он считает, что благодаря хорошей теоретической и практической подготовке в стенах родного вуза, когда учителя давали ему самостоятельно выполнять многие хирургические вмешательства, начиная с самых простейших, он смог потом, уже в суровой действительности врачебных будней, помогать больным на селе. Именно тогда студент навсегда запомнил, как хирург на операции без предупреждения поменял роли: «Ты – хирург, я – студент, я ничего не знаю». Операция по поводу аппендицита в тот день закончилась успешно. «Меня будто в воду окунули, – вспоминает собственные ощущения Геннадий Васильевич, – я вышел из операционной мокрый».
Три главных качества руководителя
После окончания института в 1964 году он попал в распоряжение Тюменского облздравотдела, которым тогда руководил Юрий Николаевич Семовских. И тот предложил молодому специалисту место главного врача в Ярковском районе. Геннадий Васильевич хотел только оперировать. Взвалить на свои плечи еще и руководство не входило в его планы. Юрий Николаевич убедил его, что одно другому не мешает: можно быть и главным врачом, и оперировать.
И хирург вместе с семьей – супругой Риммой Афанасьевной, врачом акушером-гинекологом, и годовалой дочкой Ларисой – отправился на работу в Ярковскую центральную районную больницу. Молодому доктору и его семье на новом месте пришлось непросто. Больница находилась в плачевном состоянии: корпуса ветхие, печи не работают, проблемы с оборудованием. Пришлось все восстанавливать. «Но надо сказать, со стороны Юрия Николаевича была оказана мощная поддержка, – рассказывает Геннадий Васильевич. – И ярковчане – очень отзывчивые люди. Для меня Ярковский район стал второй родиной».
Наряду с организаторскими и хозяйственными проблемами нужно было оказывать медицинскую помощь сельчанам. Семье Шаповаловых дали деревянный дом с печным отоплением, но даже печь топить было некогда. В ритме дежурств «сон–работа» супруги сменяли друг друга: хирургические операции, прием пациентов, осмотр, назначения. Ни на что другое времени не оставалось. «Звоним соседям, просим, чтобы они забрали дочку к себе. А те уже сами взяли ее. Напоили, накормили и, говорят, завтра в детский сад отведут. Вот такие замечательные люди!», – с благодарностью вспоминает Геннадий Васильевич ярковчан.
На протяжении десяти лет Геннадий Васильевич трудился в Ярковском районе. Поначалу было очень трудно, можно было сломаться и убежать, но, как известно, то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Очень многому, считает Геннадий Васильевич, его научил Юрий Николаевич Семовских, который считал, что руководителем мог быть человек только при наличии трех обязательных условий: здоровья, профессионализма и умения ладить с людьми. Если хотя бы одно из этих звеньев выпадало, то он уже не мог состояться как талантливый руководитель. А еще он всегда говорил своим главным врачам: главное богатство человека – его доброе имя. «Я всегда следую этому девизу и напоминаю об этом своим сотрудникам», – говорит Геннадий Васильевич. – Руководителей такого уровня в своей жизни я больше не встречал».
«Хирургия – это рукоделие»
В 1974 году Шаповаловы переехали в Тюмень. Геннадия Васильевича назначили главным врачом медсанчасти Главтрубопроводстроя. Он организовал врачебные и фельдшерские пункты по ходу основных строящихся нефте- и газопроводов Тюменской области. Две трети своего рабочего времени в году ему приходилось проводить в командировках на Север. Руководитель Главтрубопроводстроя высоко оценил организаторские способности Геннадия Васильевича и предложил ему повышение по службе с переводом в Москву. Но тот хотел только оперировать. Почему? Как сейчас сам говорит, потому что «хирургия – это рукоделие, навыки которого, если не поддерживать постоянной практикой, утрачиваются». И Геннадий Васильевич отказался от заманчивого предложения. На протяжении двух лет работал хирургом в городской клинической больнице №3. В 1978 году перешел на работу в торакальное отделение городской клинической больницы №2.
В 1997 году Геннадий Васильевич назначен заведующим операционным блоком второй больницы, где работает и по сей день. «Это самый большой оперблок в Тюменской области: 22 операционных, 32 операционных стола. Одномоментно на большие операции мы можем брать 32 человека, – объясняет Геннадий Васильевич. – За сутки проводится 50 больших хирургических вмешательств. С учетом небольших, таких, как, например, первичная хирургическая обработка, незначительные ранения и тому подобное – порядка 300 вмешательств». 70% оперируемых – экстренные больные, поскольку больница работает в экстренном режиме. Врачи второй областной больницы всегда в тонусе и трудятся на смене без отдыха.
Медицинский стаж – более ста лет!
Свою супругу Римму Афанасьевну Геннадий Васильевич считает стержнем семьи. Причем она тоже большую часть своей жизни провела на «передовой»: оперировала, принимала роды, была заведующей гинекологическим отделением, создала школу передового опыта для акушерок области, куда ездили учиться все специалисты. «Она – не только супруга, она – коллега и друг, помогает не только словом, но и делом», – с теплотой отзывается о Римме Афанасьевне Геннадий Васильевич. Вместе они вырастили и воспитали двоих детей: дочь Ларису и сына Вадима, и те, как и родители, стали врачами. Лариса – невролог, иглорефлексотерапевт, Вадим – уролог и сексопатолог. В семье Шаповаловых растут три внука: два мальчика и девочка. Кем они будут, еще не известно, но почин медицинской династии уже положен. Два поколения семьи Шаповаловых насчитывают около 130 лет совместного медицинского стажа.
Про табельное оружие, Бога и жизнь
За более чем полувековую практику врача-хирурга у Геннадия Васильевича было много всяких случаев. Он вспомнил один – с молодым призывником, которого в буквальном смысле этого выражения вытащили с того света.
Капитан в тот день вез новобранцев – человек тридцать – из Ханты-Мансийска, и уже перед самой Тюменью в тамбуре поезда произошел конфликт, закончившийся поножовщиной. По телефону в больницу сообщили, что везут юношу 18 лет с ранением селезенки, кровотечением. Состояние тяжелое. Геннадий Васильевич как раз дежурил, вся бригада была наготове. «Парень находился в критическом состоянии: кровопотеря большая, давление 20 на 0, так что его сразу положили на каталку и раздевали уже по дороге в операционную, – вспоминает Геннадий Васильевич. – Анестезиологи говорят: бесполезно, не спасем. «Что значит бесполезно?! – говорю я. – А если бы ваш сын в 18 лет погибал?! Все надо сделать, чтобы он жил!». Начали переливать кровь, давление перестало падать, а потом и повысилось до ста. Ушили ранение – парень ожил, давление уже 120 на 60». Когда Геннадий Васильевич вышел из операционной, к нему подбежал капитан с одни вопросом – как солдат. Узнав, что живой, пытался подарить спасителю свое табельное оружие. Оно и понятно: если бы парень не выжил, то офицеру бы грозил военный трибунал. Приехала мать солдатика, для которой хирург Шаповалов стал, можно сказать, Богом, ведь он спас ее единственного сына. Дня через три парень уже ходил. А Геннадий Васильевич лишний раз убедился в том, что за жизнь больного надо бороться до конца.
Благодарен судьбе за выбор
Несмотря на то что медицина не была мечтой Геннадия Васильевича с детства, он благодарен судьбе за выбор. Ведь ему посчастливилось быть в числе организаторов здравоохранения региона, многое сделать как руководителю. А сколько человеческих жизней хирург спас! За более чем полувековую врачебную жизнь их наберется не одна тысяча. И спасенные, и их родственники и близкие благодарны доктору за это, вспоминают его добрым словом. А это дает силы и здоровье Шаповалову помогать и дальше страждущим.



