За голову Нади Богдановой немцы назначили награду – 50 тысяч марок
Как классный руководитель я много внимания уделяла патриотическому воспитанию своих пятиклашек. Ребятишек ожидало волнительное событие – присвоение отряду имени Нади Богдановой.
Чтобы больше узнать о подвигах пионерки, мы связались со штабом клуба «Поиск» Витебского Дворца пионеров, а затем и с самой Надеждой Александровной. Встреча с нею состоялась на весенних каникулах и запомнилась нам на всю жизнь.
Надя Богданова воспитывалась в четвертом Могилевском спецдетдоме. На торжественной линейке ее приняли в пионеры, а через неделю началась Великая Отечественная война. Детский дом эвакуировали в тыл, в город Фрунзе.
Поезд шел долго, с частыми остановками. Несколько ребятишек, воспользовавшись суматохой, сбежали. Забрались в товарный вагон и поехали на фронт. В конце 1941 года семнадцать сорванцов во главе с Надей были уже на станции Усвяты, где шли ожесточенные бои. Ребят приютили бойцы одной стрелковой части. Дети помогали повару, мыли посуду, кололи дрова, но на самом деле мечтали бить врага. Старшина учил их стрелять, метать гранаты. Когда подросткам показалось, что они уже освоили военное дело, начали просить комиссара отправить их в разведку. Тот, конечно, не соглашался, и тогда ребята, воспользовавшись дождливой ночью, прихватив автоматы и немного продуктов, пересекли линию фронта. Углубившись на 18 км во вражеский тыл, организовали под Витебском, в районе Теплых лесов, партизанский отряд «Орленок». Командиром отряда стал Юра Семенов, комиссаром – одиннадцатилетняя Надя Богданова.
Однажды юные партизаны обстреляли немецкую автоколонну. Сгорело 17 автомашин с боеприпасами, а гитлеровцы разбежались. Успех окрылил ребят, и они решили напасть на фашистский склад. в результате страшной ошибки погибли все, кроме Юры, Нади и Вани Званцева. Похоронив товарищей, они нашли отряд взрослых партизан и стали разведчиками Второй Белорусской партизанской бригады. Надя умела пробираться в самые опасные места и добывать ценные сведения. За ее голову немцы назначили награду – 50 тыс. марок. Нашелся предатель, который выследил девочку и передал в руки гестапо. Партизаны были уверены, что фашисты расстреляют юную разведчицу. Каково же было удивление, когда через несколько дней они увидели Надю живой. Выяснилось, что ее вместе с другими жителями села привели на расстрел. Всех поставили на краю ямы, раздались выстрелы. Очнулась Надю ночью, возле нее лежали убитые. Она осторожно выбралась и побрела наугад к лесу. Там ее и встретили партизаны.
В ночь на 7 ноября 1941 года Надя и Ваня Званцев привезли в Витебск спрятанное в метелке Красное знамя, забрались по водосточной трубе на чердак немецкой комендатуры и вывесили его на крыше. На обратном пути их задержали немецкие патрули. Четверо суток ребятишек пытали, но они молчали. На пятый день их казнили в торфяном рву. Утром партизаны увидели бредущую по снегу окровавленную фигурку девочки. Бросились к ней и узнали Надю. Оказалось, что пуля попала ей в шею, и, не повредив кости, прошла на вылет. Так второй раз Богданова избежала смерти.
17 февраля 1942 года Надя и Юра Семенов участвовали в минировании перекрестка дорог Великие Луки – Ленинград. Установили последнюю мину, присыпали снегом, но отходить было поздно: появились фашисты. Они задержали детей и обыскали. В нищенских торбах нашли кусок тола. В это время начали рваться на минах немецкие машины. Надя закричала: «Ура, ура! Гитлеру капут!».
Шесть суток ребят пытали: били шомполами, прикладами, загоняли под ногти раскаленные иглы. Уже на второй день они не могли двигаться. На седьмые сутки гитлеровцы отрезали Юре язык, уши, выкололи глаза, искололи штыками и добили из автомата. Надю решили сжечь на костре. Девочку привязали к березе и развели огонь, но хворост был сырой – дымил. Надя стала задыхаться. «Что вы, гады, делаете? Зачем мучаете ребенка? Если вам мало людской крови, убейте, сожгите нас, но отпустите девочку», – раздались голоса стариков, местных жителей. По приказу начальника гестапо Надю опять увезли на допрос. Гитлеровцы накалили на огне железную звезду и приложили к спине Нади. Девочка потеряла сознание, ее выбросили из окна в сугроб. Потом снова начали пытать. Удерживая за руки, поставили на раскаленные камни. У Нади загорелись ноги, она оглохла и ослепла.
Это чудовищное злодеяние было сотворено 23 февраля 1942 года. На следующий день партизанская бригада выбила из Караево фашистов и освободила сотни арестованных патриотов. Нашли и похоронили истерзанные тела Юры и девочки, которую приняли за Надю.
Надежда Александровна рассказала, как осталась жива. Измученную, её нашла колхозница Лидия Ошаренок. Вместе со своей подругой Лидия стала лечить отважную партизанку, а затем определила в госпиталь.
После войны врачи восстановили ей зрение, слух, сделали четыре пластические операции. Надя стала легендой.
Вместе с тем она – человек удивительной скромности. После чудесного спасения никому не рассказывала о своих подвигах. Спустя несколько лет после тех трагических событий услышала по радио, как начальник разведки шестого отряда Слесаренко, ее командир, говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь... Только тогда и объявилась она, только тогда узнали люди, работавшие с нею, какой удивительной судьбы Надя Богданова! Награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Будучи взрослой, Надежда Александровна взяла на воспитание семь сирот, все они получили высшее образование. Вот такая легендарная женщина!



