Валерий Яковлевич Кудрин – бывший несовершеннолетний узник концлагерей, наш сегодняшний собеседник, человек невероятной судьбы.
– Предки мои из Исетского района, старообрядцы. Но родился я на Урале. Отец мой, Яков Нифантьевич Кудрин, был в то время офицером Красной Армии, – рассказывает Валерий Яковлевич. – В 1940 году его направили в Прибалтику. Старшему брату было тогда два года, а я только родился. 21 июня отца по тревоге вызвали в расположение части, а завтра началась война… О начавшихся военных действиях люди узнавали по-разному. Мы же жили в приграничной зоне, поэтому увидели всё своими глазами, проснувшись от гула самолетов.
Как потом рассказывала мать, Прасковья Васильевна, она схватила нас в охапку и побежала из дома, чтоб пробиться к своим. Но все усилия оказались напрасными: немцы шли слишком плотно, и уже заняли значительную территорию. И мама вместе с другими женщинами пряталась несколько дней в лесу.
А потом немецкая комендатура прочесала все окрестности, и нас отвезли в лагерь, за колючую проволоку. В основном там были жёны офицеров и дети. Лагерь был трудовым, и все женщины работали на торфоразработках. Дети оставались в бараке. Самое тяжелое для матери было накормить нас. Забывая о себе, женщины отдавали последние крохи, чтобы сохранить жизнь маленьких узников. Усталые, изможденные, живущие впроголодь, пленники верили и ждали, что их освободят.
– У меня сохранились отдельные воспоминания о том времени, – продолжает Валерий Яковлевич, – но один из них прочно засел в моей памяти – это женщина-надзирательница с каменным лицом, в военной форме и сапогах. В руках плётка. За малейшую провинность жестоко наказывали. Жили мы там до августа 44-го, а за месяц до освобождения умер старший брат.
Но мы с матерью выжили, нам выдали справку об освобождении. Три недели добирались из Прибалтики в Тюмень, где жила мать отца, моя бабушка. Отца мы больше не видели с того самого злосчастного дня, когда его вызвали по тревоге… После войны нам сказали, что он пропал без вести. На мемориале в Тюмени высечено его имя.
В Тюмени мама устроилась на Тюменский хлебокомбинат, где и проработала всю жизнь. Ушла из жизни она в возрасте 89 лет.
Валерий Яковлевич окончил школу, затем военно-лётное училище. Но летал недолго: началось массовое сокращение лётного состава. С развитием ракетостроения авиацию посчитали ненужной.
После увольнения в запас Валерий Яковлевич поступил в Уральский политехнический институт, стал осваивать профессию инженера-физика. Окончив вуз, работал в системе Министерства обороны, защитил кандидатскую диссертацию. Потом попал по распределению в Саратовскую область, где прожил 15 лет. После возвратился в родную область. Сначала был институт геофизики, потом – завод медицинского оборудования, откуда и ушёл на пенсию.
Выйдя на заслуженный отдых, решил вернуться на малую родину – в Исетский район. Взял участок, практически своими руками построил дом, посадил деревья.
Гордость Валерия Яковлевича – сын от первого брака Александр, актёр Тюменского драматического театра. Отец показывает журнал с фотографией сына. «Мы часто ездим на его спектакли», – делится Валерий Яковлевич.
В Исетском недолго ходил в бобылях наш герой. В клубе ветеранов познакомился с замечательной женщиной, умелой мастерицей и ладной хозяйкой, человеком доброй души – Галиной Марковной. Уже восемь лет чета Кудриных не расстаётся. Потихоньку благоустраивают дом, занимаются садоводством: каких только цветов нет у Галины Марковны!
Их жилище украшают вышитые умелой рукой картины. На садовом участке мудрёным узором выложены клумбы.
Вместе с супругой Валерий Яковлевич поёт в ветеранском хоре «Серебрина» и потихоньку осваивает игру на аккордеоне.



