«Урал промышленный – Урал Полярный» берёт тайм-аут?

Тюменские учёные настаивают на реализации важного госпроекта в полном масштабе

На протяжении последних лет в научной и деловой среде региона идет активное обсуждение одного из крупнейших экономических проектов современности «Урал промышленный – Урал Полярный». Предлагаем читателям газеты познакомиться с точкой зрения тюменских геологов.

Приполярный и Полярный Урал малоизучен. Его территория исследована менее чем на десять процентов. Тем не менее корону минерально-сырьевой базы России могут украсить крупные, рентабельные для разработки месторождения черных и цветных металлов, редкоземельных залежей, самоцветов Полярного Урала. К сожалению, развитие мегапроекта «Урал промышленный – Урал Полярный» в изначальном масштабе пока затягивается. Вырвавшись на простор, он оказался настолько грандиозным и сложным, что, произведя фурор, нажал на тормоза. Что же произошло?

Уроки истории

Говоря о роли Урала, невозможно не вспомнить, как в предвоенные и военные годы трудились геологи-уральцы, создавая броненосную мощь Советской армии. Уже в конце 1941 года на долю Урала приходилось 62 процента производимого в стране чугуна, половина выпуска стали и меди, третья часть цинка и весь выпущенный в тот период алюминий, а также магний, никель и кобальт. Последние два обеспечивали производство легированной стали для брони. Советский Союз нуждался в новых месторождениях, поэтому даже в самые тяжелые военные годы геологов отзывали с фронта.

Тяготы войны вынуждали государство принимать поставки по ленд-лизу различных видов цветных металлов, изолированной медной проволоки, бериллия, металлического урана. Ленд-лиз – система передачи США взаймы вооружения, боеприпасов, продовольствия странам-союзницам в период войны. За них надо было расплачиваться золотом. Чтобы убедиться в платежеспособности СССР, в мае 1944 года на Колыму приезжал вице-президент США Уоллес, который был восхищен богатством золотых приисков. Без преувеличения можно утверждать, что созданная в стране минерально-сырьевая база спасла Отечество.

Рождение идеи

Вопрос о строительстве транспортного коридора вдоль восточного склона Уральских гор с целью освоения богатых природных ресурсов впервые поднимался министром финансов царской России Сергеем Витте еще на рубеже ХХ века. Подобного рода проект представлен главе Российской Федерации в мае 2005 года. Принятый на федеральном уровне, он имеет исключительную важность не только для Уральского округа, но и России в целом. Предполагалось, что новые трассы свяжут промышленные районы Урала с месторождениями Приполярного и Полярного Урала, с зонами нефтегазодобычи Ямала и в дальнейшем выведут к Северному морскому пути. Напомним, что изначально стержнем проекта была железнодорожная магистраль по линии: Обская – Бованенковское и Салехард – Надым, а также две автодороги: Тюмень–Урай–Агириш–Салехард и Пермь–Серов–Ханты-Мансийск–Томск (рис.1).

Для его реализации в 2007 году создана «Корпорация «Урал промышленный – Урал Полярный», учредителями которой выступили регионы Уральского округа. Однако финансирование «Комплексного плана по развитию минерально-сырьевой базы «Урал промышленный – Урал Полярный» на 2010–2015 годы» было приостановлено, так как итоги геологоразведочных работ не подтвердили прогнозные ресурсы Полярного Урала, а новых крупных месторождений не было открыто, что привело к приостановке финансирования проекта.

Темпы снижаются

Нарастающего развития мегапроекта не получилось, поскольку «мина» замедленного действия была заложена изначально. Ведь из ответственных лиц никто скрупулезно не вник в наличие реальных запасов Полярного Урала. В общий потенциал включали как достоверные запасы, так и большую часть прогнозных, то есть пока неподтвержденных. Негативно сказалось отсутствие четкого плана ведения поисковых работ различными геологическими партиями на столь огромной территории. Основной упор в составлении проекта был сделан на научный потенциал Москвы, который плохо знает специфику геологического строения Урала, не имеет практического опыта, тогда как уральские ученые оказались невостребованными. Лабораторные исследования образцов выполнялись также в Москве, их результаты приходилось ждать месяцами.

Незамедлительно над проектом стали сгущаться тучи. С резкой критикой выступили ученые Институтов экономики и геологии Уральского отделения РАН. Выяснилось, что поисковые работы нередко велись на ранее известных богатых месторождениях и не выходили далеко за их пределы. Малые объемы бурения на перспективных участках не создавали полной картины строения того или иного рудного поля, нарушалась стадийность работ как обязательная стратегия изучения объектов. Все это происходило при очень низком уровне финансирования работ.

Ключ к запасам

Перспективы каждого месторождения оцениваются с учетом рентабельности его будущей разработки. Наиболее крупным представляется разведанное Юнь-Ягинское месторождение железа. По соседству с ним еще ряд таковых (Новое, Отдельное и Дорожное). Вероятность прироста запасов хромитов велика за счет Южного и Юго-Западного полей (рис. 1, №1, 2). Хотя они оценены по низким категориям прогнозных ресурсов, но в связи с острой потребностью в этих металлах сюда пришел инвестор в лице Челябинского электрометаллургического комбината. Крупные скопления данных полезных ископаемых выявлены на Лаптапайской площади (№3), перспективной для доразведки. Руды Саурейского свинцово-цинково-баритового месторождения и неподалеку расположенного Лекын-Тальбейского медно-молибденового скопления (№4) содержат ценный редкоземельный металл рений, применяющийся в авиакосмической отрасли. Интересно месторождение золота Новогоднее-Монто. На площади массива Мань-Хамбо горно-буровыми работами прослежена зона уран-ториевого оруденения протяженностью более 16 километров с благородными металлами (золото, серебро) и металлами платиновой группы (иридий, осмий). Подготовленные к разработке, они могут создать благоприятную инвестиционную ситуацию на территории магистрального коридора для перерабатывающих предприятий Урала.

Перевод ресурсов в балансовые запасы зависит от усиления геологоразведочных работ как со стороны государства, так и недропользователей. Безусловно, геологоразведка не привлечет бизнес, пока не будет проведена локализация ресурсного потенциала и не будет создан поисковый задел за счет средств федерального бюджета. Но только геологоразведка в силах решить судьбу Полярного Урала.

Предполагаемого финансирования геологоразведочных работ в рамках проекта – около 17 млрд рублей, из которых 29 процентов выделит государство, явно недостаточно. Надо понимать, что, например, геологическое изучение недр и строительство транспортного коридора – это две взаимосвязанные составляющие. Поэтому затягивание разведки основных объектов, в сырье которых остро нуждаются предприятия Урала, недопустимо. Ведь до сих пор везем железные руды из Казахстана, хромовые – из Турции, цинковые концентраты – из Греции и США, а олово импортируем из Бельгии и Конго.

Требуют решения и другие задачи. При подсчетах запасов редкие металлы практически не учитываются. Но нельзя не принимать во внимание, что использование их наукоемкими отраслями переведет многие из них в группу стратегических. Рост потребностей в редких металлах на мировом рынке предопределяет широкие экспортные возможности. Например, Россия поставляет ниобиево-титановые проводники для строительства международного экспериментального термоядерного реактора. Разработка месторождений ценного сырья сегодня низкорентабельна, но в области обогащения руд ценных металлов применимы, например, радиометрические методы. Вышеизложенное дает основание по-новому рассматривать перспективы минерально-сырьевой базы Приполярного и Полярного Урала. Быстрая подготовка месторождений к разработке – путь значительного снижения нагрузки на госбюджет!

Волнующий мотив

Критика ученых и геологов о недостаточной изученности намеченного Полярного Урала возымела действие. В проекте «Урал промышленный – Урал Полярный» возникло новое транспортное направление – Северный широтный ход по трассе Салехард–Надым–Новый Уренгой–Коротчаево. Тем самым строительство коридора Полуночное–Обская отложили до лучших времен. Мол, надо понять, что будем возить по этой дороге. Хотя ясно, грузом станут руды для южных комбинатов, углеводородное сырье с Ямала. Обратным ходом пойдет буровое оборудование, экскаваторы, большегрузные автомашины, строительные материалы, металлоконструкции для постройки объектов энергогенерации.

На изменения в планах незамедлительно среагировали частные инвесторы. Так, Челябинский электрометаллургический комбинат, планировавший вложить в освоение Южного и Юго-Западного полей хромовых руд с 2009-го по 2013-й годы 410 млн руб., а до 2021 г.– 4,9 млрд руб., на начало 2011 года инвестировал на поиски лишь 79 млн руб. Подобным образом поступил ЗАО «Нефтересурс». Что значит отложить строительство меридиональной дороги? Это непременно приведет к существенному сокращению на несколько лет объемов геологоразведочных работ и, соответственно, перевозок.

Маршрут Полуночное–Обская поддерживают уральские и тюменские ученые и геологи. Что касается широтного хода, то эта магистраль не ограничится станцией Новый Уренгой, а продолжится до нефтеперерабатывающего завода станции Дудинка Красноярского края. Маршрут привлекателен, но, заметим, на это время придутся дополнительные расходы госбюджета и на саммит АТЭС в конце 2012 года во Владивостоке, и на военно-промышленный комплекс, на Сочинскую Олимпиаду 2014 года и чемпионат мира по футболу в 2018 году.

Задачи для решения

Масштаб федерального проекта – исторический. Но поставленные задачи не решатся в текущем десятилетии. Представляется целесообразным создать несколько компаний, которые занимались бы только разведкой месторождений черных и цветных руд с целью их подготовки к разработке. Назрела необходимость организации специализированных партий, нацеленных на поиски и разведку редкоземельных металлов, в масштабной подготовке специалистов-геологов.

Весьма желательно создать Центральную лабораторию по определению различных петрофизических характеристик, вещественного состава и содержания металлов в рудах неподалеку от района работ (к примеру, в г. Лабытнанги). Это позволит значительно ускорить изучение тех или иных проблем подготовки минерально-сырьевых ресурсов к их освоению.

Российская экономика неизбежно столкнется с проблемой нехватки редкоземельных металлов и ценных элементов. Поэтому в рамках описываемого проекта необходимы государственные программы перевода экономики Урала на инновационный путь развития, пополнения кадрового состава в ТюмНГУ наметить 1-2 группы студентов по подготовке геологов по твердым полезным ископаемым.

Вновь перемены

Весной «Корпорация «Урал промышленный – Урал Полярный» была переименована в ОАО «Корпорация Развития». Изменение формата проекта объясняется переходом от задачи освоения полезных ископаемых по восточному склону Уральских гор (в связи с неподтвержденностью соответствующей геологической базы) к задаче комплексного развития территорий УФО и поддержкой «локомотивных» проектов в сфере транспортной инфраструктуры (Северный широтный ход и освоение полуострова Ямал с выходом на Северный морской путь; трубопроводный транспорт), энергетики. Фактически же это приведет к существенному сокращению (и без того невеликих) объемов геологоразведочных работ на северных территориях Урала, 124-3-1продолжению импорта черных и цветных руд для металлургических заводов Южного и Среднего Урала, к распылению средств (рассматривается возможность строительства железной дороги до Ванкорского месторождения в приенисейской части Красноярского края, а также транспортировки углеводородов к перерабатывающим предприятиям и портам северо-запада страны).

Возможность быстро получить сверхприбыль (корпорация уже в этом году планирует до 1 млрд руб. против 180 млн в 2011 г.) бизнес устраивает. Но устраивает ли государство такая диспропорция в создании минерально-сырьевой базы практически неизученного Приполярного и Полярного Урала? Только ускоренные поиски и разведка новых месторождений полезных ископаемых позволят реализовать кратко- и долгосрочные проекты, составляющие в совокупности систему «Урал промышленный – Урал Полярный». Решение о проведении данных работ должно быть принято на самом высоком государственном уровне.

Владимир КОНЮХОВ, кандидат геолого-минералогических наук, отличник разведки недр; Александр РЫЛЬКОВ, кандидат геолого-минералогических наук, заслуженный геолог РСФСР, директор ЗапСибНИГНИ ТюмГНГУ, член-корреспондент РАЕН.

 _________________________________________________________________________________

Справка: Интенсивная эксплуатация месторождений южных районов Урала привела к дефициту минерального сырья. Обеспеченность уральской промышленности местным железорудным сырьем составляет 35%, медным концентратом – 50 процентов, цинковым – 70, никель-кобальтовыми рудами – 35, энергетическим углем – 17 процентов. Отсутствуют богатые и легкообогатимые руды хрома, марганца, коксующих углей. Понятно, что устранить этот дефицит должен практически не тронутый Северный Урал.

Уральские горы протянулись с юга на север более чем на две тысячи километров. На всем протяжении они содержат месторождения черных и цветных руд, угля, благородных металлов и редких элементов. Сегодня Урал обеспечивает 38 процентов российской стали, 37 процентов проката черных металлов, 44 процента стальных труб. Здесь расположены основные оборонные предприятия страны.


7121