Выступая на пленарном заседании на областном форуме «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», вице-губернатор С. Сарычев сделал на эту тему анализ. Образно говоря, досталось всем сестрам по серьгам. Дело касается нескольких отраслей: дороги, кадры – то есть качество вождения, здравоохранение – оказание первой медицинской помощи, образование… Повестка дня обширная, и мы вернемся к ней в отдельной публикации. Пока немного о другом.
Автор этих строк участвовал в «строительной» секции форума. Здесь председательствовал начальник Тюменского филиала Федерального управления автомобильных дорог «Урал» В. Яковлев.
Много чего хорошего рассказали зубры отрасли. Но лично для себя отметил вот что: активно предлагают свои работы студенты двух университетов – нефтегазового и строительно-архитектурного. Вот тема Полины Волохи, Юлии Литвиненко и Владислава Игнатюгина: «Актуальность внедрения диагональных пешеходных переходов в транспортную сеть г. Тюмени». Действительно, актуально: экономя время, мы, нарушая ПДД, частенько попадаем под колеса машин. Будущие инженеры видят выход.
Заметил блеск в глазах Вячеслава Федоровича – значит, идея его заинтересовала. Вообще-то, мы знакомы с ним не один день, даже не один год. Может, будоражит человека не столько тема, сколько вот эта вузовская молодежь. А давно ли сам был таким? Ой, давненько. Заместителем руководителя секции сегодня выступает Павел Буйносов. Оба «шефа» попали в кадр моей фотокамеры на площади перед Думой, где выставлены в ряд ретроавтомобили. Именно они возглавят автоколонну старта «Я – за безопасные дороги».
А студентами они – Буйносов и Яковлев – стали 43 года назад. Все пять лет сидели за одной партой. И всю последующую жизнь плечом к плечу.
После второго курса оказались на Самотлоре, известном во всем мире месторождении.
Практиканты обустроились на берегу озера. Их, безымянных, на территории Тюменской области насчитывается более 500 тысяч. А сей водоем был обозначен на карте номером №23517, но Слава Яковлев обозвал его Окуневым. И на нем Слава самолично построил из подручных материалов свой первый объект: пирс, мостки, вдающиеся в голубую даль. Ну, чтобы, не погружаясь в ил, можно было купаться и ловить этих самых окуней. Яковлев из рабочей семьи, не могут руки без дела. Так воспитан. Отец, Федор Александрович, с
12-ти лет пахал в тылу, механизатор, токарь 6-го разряда. И мама, Екатерина Андреевна, из рабочих – лаборантка на торфопредприятии. Дома большое хозяйство: корова, телка, куры, гуси… Не засидишься. Родители трудились на торфопредприятии Урала, когда запасы топлива закончились, переехали в Тюменскую область, в Новотарманск. Они – основатели поселка.
А вообще будущие инженеры путей сообщения помогали старшим товарищам из славного института Гипротюменьнефтегаза проводить исследовательскую работу. Её смысл заключался вот в чем. От Нижневартовска, только-только получившего статус города, до озера Самотлор проложена «бетонка» – три плиты в ряд, посередине озера высится буровая. А вот от «бетонки» справа и слева тут и там отходят лежневки – направления к кустам скважин. На бревна в прошлом году насыпали грунт, вернее, намывной песок. Тогда же отметили уровень трассы. Цель исследователей заключается в определении осадки дороги за прошедшие 12 месяцев. Значит, репер, нивелир, вешки. Студенты через каждые 50 метров копают шурфы разной глубины – короче, от песчаной поверхности до бревен, уложенных на болота.
Шурф за шурфом – зовет дорога. На другом берегу озера №23517 проходит практику основной состав курса. Там Тюменский инженерно-строительный институт под руководством Марка Павловича Болштянского «тянет» научную тему: «Использование торфов в полотне дороги». Торфа на болотах Самотлора тьма-тьмущая: двадцатиметровый слой, скопившийся за миллионы лет. И тут между двумя научными руководителями – Болштянским и «шефом» студентов В. Яковлева, П. Буйносова, А. Охрименко и Т. Субботина – перешла дорогу черная кошка. Кончилось тем, что Марк Павлович не зачел «гипровцам» практику: мол, на «дядю» работаете.
Всем известно: Болштянский – принципиальный человек. Он только что окончил Сибирский автодорожный институт (г. Омск). Идет распределение, все волнуются.
– Ты-то, Марк, что трясешься? Чего уж там, с красным дипломом останешься в аспирантуре, – полагают прочие выпускники.
– Я? В аспирантуру?! – вспыхивает отличник.
И, знаете, Болштянский напросился на федеральную трассу «Колыма». Мастером. В его распоряжении оказались лошадь и три десятка зэков. Из вольных на дорогах Якутии Марк Павлович был единственным. Отработал он там положенные три года.
Да, не зачел будущий профессор практику. Справедливую точку над i поставило большое начальство Гипротюменьнефтегаза. А пока что ассистент Болштянского Анатолий Шуваев с чужого берега пришел сгладить трения:
– Ребята, – сказал, – а давайте в футбол сыграем: ТюмИСИ – ГИПРО.
– Где играть-то? Сплошные джунгли вокруг…
– Сейчас сделаем.
И Шуваев сел за рычаги бульдозера С-100. И за день зачистил поле. Игра закончилась в пользу ТюмИСИ, там парни были постарше. Участников тех событий мы представили. А.Н. Шуваев ныне завкафедрой «Автомобильные дороги» Тюменского архитектурно-строительного университета, доктор наук, профессор. Т. Субботина руководит проектным институтом. За проектирование магистрали Астана – Петропавловск президент Нурсултан Назарбаев премировал её прекрасной квартирой в двух уровнях. Профессор М.П. Болштянский по-прежнему питает отрасль прекрасными идеями. Марк Павлович и теперь в постоянном контакте с бывшими студентами.
В ту пору студент Вячеслав Яковлев еще думать не думал, что судьба когда-то снова приведет его на эти дороги Среднего Приобья…
…Все, институт позади. На распределение он чуть-чуть опоздал. В местном управлении автомобильных дорог ему хотели предложить должность в Тобольске. Конечно, в те годы так себе городишко. Зато исторический центр, бывшая столица Сибирской губернии, куда входили и Пермь с Уфой, весь Урал и вся Сибирь, включая Аляску. Поженились они после пятого курса с Людмилой, тоже студенткой, но с ПГС. Свадьба, то да се…
– Осталась единственная должность, соответствующая вашему образованию, – отрезали в «управе». – Будьте любезны: главный инженер производственного дорожного участка №1482. Село Нижняя Тавда, районный центр.
Начальник ПДУ Утбан Утбанов уже дожидался молодого специалиста. Посадил в персональную машину ГАЗ-69. Поехали. На 18-м километре трассы от региональной столицы Утбан тормознул. Далее шла грунтовка. «Шеф» достал бутылку водки, разлил в две походные стопки и произнес тост:
– У меня на родине в Дагестане стоит придорожный камень. На нем выбито:
У всех дорог – а в жизни их немало –
Один конец, хоть разные начала.
Утбан Магомедович по национальности даргинец. Что его занесло в глубинку Сибири, коль скоро его земляки из Кубачей прославились изготовлением поделок из серебра, в том числе именного оружия? Второй тост был таков, тоже надпись с придорожного камня:
Нет, ничего не скрыто от дорог –
Здесь смех звенел и слезы жгли песок.
С такого философского напутствия и началась дорожная биография героя рассказа. Затем «шеф» устроил его на жительство в своем кабинете. На стульях. Базы, в принципе, не было. Один гаражик на четыре машины, отапливаемый котлом от колхозного кормозапарника. Об автогрейдерах и понятия не имели. Все районные дороги, как водится, грунтовые. Всё дорожное оборудование прицепное. Тон задавал грейдер-элеватор. Прицепное устройство переворачивает слой земли, затем грунт по транспортеру подается в нужное место на полотне дороги. Так отсыпали дорогу к станции Картымской. Здесь притулился железнодорожный тупик, планировали поблизости построить асфальтобетонный завод для конторы.
Главное – с отводом земель под строительство никаких проблем. Председатель колхоза «Большевик», Герой Социалистического Труда Поликарп Петрович Поликарпов махнет рукой, мол, кладите дорогу вон в ту сторону – и вся недолга.
Да, тогда было откуда пополнять кадры дорожников. Ныне такая лафа отсутствует. Сегодня дорожная отрасль испытывает дефицит не только в рабочих, но и в специалистах с высшим образованием. И надо бы, считает В. Яковлев, придать больше престижности, привлекательности профессии. Действительно, современный асфальтоукладочный агрегат весь напичкан компьютерами. А подход к технике на уровне ПТУ.
В Тюмени два вуза готовят дорожников: нефтегазовый университет – инженеров-механиков, архитектурно-строительный выпускает технологов, правда, в дипломах пишут «инженер путей сообщения». А нет бы готовить инженеров-дорожников. Такого мнения придерживается и упомянутый выше профессор А. Шуваев. Конечно, вопрос по плечу лишь двум министерствам: Минтрансу и Минобразовния.
Посчитаем сказанное лирическим отступлением и вернемся в те лихие годы, когда наш герой В. Яковлев представлял широкие слои молодых специалистов. Главный инженер ПДУ – это не просто «инженер путей сообщения». На деревне это все: утюгом грунтовку прогладить, запчасти «пробить», табель отметить, составить смету на предстоящие ремонтные работы. Вот с этой-то сметой прибывает Вячеслав Федорович в УАДО к экономисту Л. Кручининой на предмет согласования. Людмила Викторовна пристально изучает документ: так, с «арифметикой» порядок.
– А это что?! – вдруг восклицает экономист.– Флаги имею в виду. Вы что, собираетесь адмиральский парад провести на Тавде?
– Так ведь паромная переправа, – не смущается «главный». – Это вот флаги отмашки, это – кормовой, это – гюйс, это – «подводные работы». Тут еще лоцманская карта, Правила плавания. Плюс запчасти требуются к двигателю 3Д6. Все то, что требует от нас Речной Регистр.
– Ладно.
Зимой на той трассе делали ледовую переправу. Ныне на этом месте выстроен великолепный мост – это воплощение упомянутой программы трех сибирских губернаторов «Сотрудничество». Далее трасса пойдет, вернее, идет на Урай и Междуреченск. Уже сооружен мост через Тавду. Славное пополнение сети Росавтодора. Увы, надо подождать…
Автору этих строк в прошлом году пришлось сопровождать делегацию законодательного собрания Башкортостана. Гостей повезли в Нижнетавдинский район.
– Какие здесь прекрасные автомагистрали! – восхищался глава делегации, председатель курултая Константин Борисович Толкачев.
Но первый заместитель главы района Владимир Семенов не очень доволен: нынче надо делать подъезды к новому мосту, далее – требуется реконструкция трассы до станции Картымская и многих других районных дорог, которые с нуля начинал В. Яковлев, главный инженер ПДУ №1482, прообраз нынешнего ДРСУ. Кстати, Семенов – бывший начальник управления. Это пошло с легкой руки У. Утбанова. Первые «замы» в районе исключительно экс-начальники ДРСУ. Ветеран давно на заслуженном отдыхе, обосновался с семьей в окрестностях Анапы.
А тут позвал Вячеслава Федоровича Север. И он поехал. Не за романтикой и за запахом тайги. Знакомые ребята, понюхавшие в тех местах порох, рассказывали, дескать, та-аакая там дорожная техника! Так оно и оказалось. Когда Яковлева поставили на должность начальника ДРСУ треста «Сургутнефтедорстройремонт», ему подали бумаги с конъюнктурным обзором. Оказалось, что равное по численности работающих ДСУ-2 в Тюмени осваивает за год 3 миллиона рублей, а его сургутская фирма – 20 миллионов. В основном за счет добротных машин и механизмов.
В те времена дороги в России прокладывали два ведомства: Минтрансстрой СССР и Минавтодор РСФСР. Понятно, союзной «конторе» доставалось самое лучшее. Но ни у того, ни у другого не было валюты. Доллары имелись у Главтюменьнефтегаза. Вот главк и закупал наилучший зарубежный товар. Тогда под рукой Яковлева оказались три АБЗ фирмы «Тельтомат» – за сезон выпускали 160 тысяч тонн асфальтобетона. На балансе 8 асфальтоукладчиков с шестиметровой плитой, штук 20 виброкатков. Строили внутрипромысловые дороги и зимники. Большинство этих магистралей впоследствии передали Минавтодору РСФСР – тогда в Сургуте появилось объединение «Северавтодор» в составе Тюменского управления автомобильных дорог. Его начальник Виктор Иванович Смолин и принимал дороги под свое крыло.
…Север. Он порой очень красив. Вот величаво катит свои воды Обь, зайдешь на стремнине по колено – и не устоишь, собьет струей.
Там, по-над Обью, у Яковлева и возникла мысль, что не только на севере, но и на юге области были современная техника и технология. С тем и вернулся в Тюмень. Его идею поддержали в УАДО. И организовали Тюменское дорожно-ремонтное предприятие (ТДРП). Вячеслав Федорович, понятно, стал директором. Начинал с нуля. Поначалу и вправду осваивали передовые технику и технологию. Например, первая фреза Wirgen-1000 появилась именно в ТДРП. Затем приобрели итальянскую самоходную разметочную установку L-200. Агрегат для поверхностной обработки «Чепсиллер» с заводским №1 тоже был именно тут. Естественно, смонтировали АБЗ ДС-50. И использовали местные грунты, выпускали так называемый тощий бетон. Им ОАО «Автодор» заменяло щебенку. И несколько улиц в области и в регионе «стоят» до сих пор. Прогресс мог бы пойти семимильными шагами. Увы, подвел дефолт 98-го года. И тогда предприятие перешло на ремонт и строительство уличной дорожной сети.
Штабы проводил сам губернатор Тюменской области Сергей Семенович Собянин.
– Вячеслав Федорович! – обращался глава региона к директору ТДРП. – В каком состоянии ваша улица Широтная? Ливневку проверили?
Собянин вникает во всё.
А вскоре Яковлеву предложили новую должность: начальника филиала «Урала». Грех отказываться.
…Вячеслав Федорович познакомил автора с коллективом: славные люди! Вот начальник отдела подготовки строительства, развития, ремонта автомобильных дорог Елена Кукулина. Вместе с мужем Борисом в 1982 году окончили Волгоградский инженерно-строительный институт. Вместе же в составе вновь созданного треста «Сибдорострой» строили дорогу Тобольск – Южный Балык. Довели до нынешнего города Пыть-Ях. Все кочевали: сначала станция Демьянская, потом Юность Комсомольская. В разных должностях работали. Начинали, как водится, мастерами. Борис Дмитриевич вырос до управляющего трестом. Затем возглавил коллектив ОАО «Свердловскавтодор».
Ольга Магомедова тоже начинала с дороги Тобольск – Южный Балык. Опять-таки тоже прибыли с мужем Ахмедом – оба выпускники Махачкалинского автодорожного техникума. Супруги поднялись по карьерной лестнице довольно высоко. Ольга Батруддиновна награждена знаком «Почетный дорожник России». Трасса, с которой началась большая жизнь, входит в состав автомагистрали Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск, по которой ежесуточно проходят более 20000 машин. В общем вышло так: сами собственными руками строили трассу, а теперь сами же эксплуатируем.
Про подрядчиков мы уже упоминали. Давайте впишем в анналы истории ООО «Аэродромдорстрой», ЗАО «Завод Тюменьремдормаш», ОАО «Пышмаавтодор», ООО «Подъеммостсервис», ОАО «ТОДЭП» – 9 филиалов, то есть данные ДРСУ акционерного общества содержат федеральные дороги. Автор больше знаком с последней из названных фирм. В начале прошедшего зимнего сезона на «тобольскую» дорогу выпало сумасшедшее количество снега. Мужики из Тюменского ДРСУ чистили, потом посыпали ПМГ – противогололедным материалом. Что такое ПМГ? 80 процентов песка, 20 – соли. Значит, за один цикл на квадратный метр полотна высыпается 30 граммов соли и 120 граммов песка. За сезон (с 15 октября по 15 апреля) этих циклов на «федералке» предусмотрено 56. Итого: ТОДЭП ежегодно заготавливает 30 тысяч тонн соли. Минерал с каждым годом дорожает. Ну, с этим можно смириться. Даже далеко продвинутые дорожники США не могут найти ничего лучше. Только автомобилистам никак не угодишь, мол, постоянная грязь на дорогах, соль разъедает крылья…
В ТОДЭП за федеральными дорогами присматривает специально закрепленный человек: Виктория Жданова, однокашница Яковлева, но другого поколения. Вот Вика и ходит в офис филиала «Урала», как к себе на работу. И Вика показала автору новые образцы ПГМ, разработанные пермяками, – это «Геодор-1» и «Геодор-2». Пока что испытали их на участке областной трассы. Для начала закупили 1 тонну материала. Если дело выгорит, то, скорее всего, Вячеслав Федорович позволит применить ноу-хау на своих дорогах.
…Начинается новый дорожный сезон. Филиал «Урала» ведет приемку участков от подрядчика на предмет эксплуатации. Подход весьма суров. И, думаю, не обходится без конфликтных ситуаций.
– Мы с Вячеславом Федоровичем придерживаемся принципа: соблюдай Устав – и ты всегда будешь прав, – говорит начальник отдела Александр Шпуров.
Под уставом бывший военный человек понимает Федеральный закон о дорогах и дорожной деятельности. И открыл мне офицер запаса глаза на не известные мне до сих пор вещи. Короче, окончил Шпуров Тюменское высшее военное инженерное училище: инженер-сапер. Служил в дорожно-строительных подразделениях Министерства обороны СССР. Начинал лейтенантом, командиром роты. Строили мирные объекты – дороги в Нечерноземье, большей частью в Кировской области. Из «федералки» – значительный участок магистрали Санкт-Петербург – Киров – Екатеринбург. Был командиром бригады. Закончил службу командиром корпуса, дислоцированного в Сургуте. Обо всем этом можно написать целый очерк. Но это уже другая история.



