Когда армейским офицерам стали подолгу задерживать зарплату, Руслан убедил жену поехать из родной Удмуртии в сибирское село Омутинское. Упаковали чемоданы, собрали детей (их трое) – и в путь. Спустя годы, считают ли они себя счастливыми? Такой вопрос заставил задуматься.
– Здесь было предприятие, занимавшееся переработкой леса. Меня пригласили на должность инженера, помогли дом купить. Но фирма, увы, обанкротилась. Устроился в милицию. После травмы был уволен по состоянию здоровья. Чем заняться в селе? Или пахать что есть мочи, или водку пить. Выбрал первое и купил свиней. Выращивал поросят и продавал. Да не двух-трёх, а за год голов по пятнадцать.
Пэтому не совсем понимаю, когда говорят, что скот невыгодно держать. Одну свинью или теленка – это да, мясо уходит на семейный стол. А вторая уже начинает окупать затраты, третья прибыль приносит. Важно не давать себе расслабиться, не сетовать на судьбу, а ставить задачи и добиваться цели. Я тогда год не имел работы, но мы жили без долгов благодаря свиноводству. До сих пор жалею, что на нашей усадьбе места мало, иначе бы хороший свинарник построил, – рассказывает о себе Руслан Гараев.
Когда он узнал о государственной помощи малообеспеченным семьям, решил открыть собственное дело – столярную мастерскую. Составил бизнес-план, под реализацию которого потребовалось 40 тысяч рублей. Получил необходимые средства по программе выхода семей с низким уровнем доходов на самообеспечение. Купил циркулярную пилу, шлифовальную машинку, дрель. И начал делать окна. Да так, чтобы людям нравилась работа новоявленного мастера (кстати, энергетика по образованию).
– Во-первых, отец мой был столяром-плотником всю жизнь, кое-чему я у него научился, – объясняет свой выбор Руслан Накипович. – Во-вторых, прогнозируя ситуацию, был уверен, что мои изделия будут востребованы, по крайней мере, в нашем районе. Предприятия, где была столярка или хотя бы пилорама, закрывались, потому что специалисты были старые, а молодежь столярное дело, видел, не привлекает. Сейчас не жалею, что выбрал для бизнеса именно это направление.
Тогда и пришлось продать всех свиней, чтобы обустроить столярную мастерскую. Со временем Руслан Гараев нашел надежных партнеров в Юргинском, Вагайском районах, у которых может выбрать пиломатериал для своей работы без сучка без задоринки. За пять лет ведения бизнеса приобрел на собственные деньги необходимые станки. Кроме окон, мастерит еще ульи и рамки по заявкам пчеловодов. Делает двери, табуреты, кое-что для бань. Все – из экологически чистых материалов.
– Если бы государство по-настоящему поддерживало малый бизнес в сфере производства, началась бы здоровая конкуренция наших предпринимателей с производителями других стран. Но одной рукой оно протягивает помощь, а другой сооружает препоны. Скажем, чтобы взять кредит в банке, индивидуальный предприниматель должен доказать свою платежеспособность. Но ведь в таком случае я и без услуг банкиров обойдусь, – рассуждает Гараев. – Восемь часов труда до обеда, столько же после, и тогда будешь чувствовать себя рабочим человеком, бизнес пойдет нормально.
Хозяин показывает мне новенькие двери, собранные из заготовок. Старший сын стал для отца хорошим помощником. Тимур несколько лет занимался в Доме культуры бальными танцами, имеет дипломы региональных фестивалей в Ишиме и Ялуторовске, о чем мне говорила его мама, Лариса Михайловна (юноша в тот день сдавал последний выпускной экзамен – по физике). В школе парень серьезно занимался изучением точных наук, с ними и связывает дальнейшее обучение. Его, знатока математики и бальных танцев, белоручкой никак не назовешь.
– Тимур мне здорово помогает. Не знаю, как буду обходиться без него, когда уедет учиться. А другой сын, Денис (перешел в седьмой класс), убирает в мастерской опил, наводит порядок. Увлечения у него тоже есть. Любит петь (преподаватель вокала Татьяна Петина), с удовольствием играет в различных театральных постановках в школе и в районном Доме культуры.
Самая младшая, Диана, – мамина помощница – тоже занимается пением.
– Мне это нравится, – говорит девочка. – В этом году мы с Дениской ездили на областной фестиваль творчества «Радуга», брат стал лауреатом третьей степени, у него уже много грамот. Я пока ничего не завоевала, в школе искусств перешла только во второй класс. Думаю, у меня еще все впереди.
– У наших детей, думаю, есть четкое понимание того, что каждая копейка должна быть заработана. Тимур уже сформировался, имеет собственное мировоззрение, я за его будущее спокоен. Свои средства он умеет тратить, знает, чего хочет от жизни, – уверен отец. – Младшие тоже знают счет деньгам. Считаю, за детьми должен быть жесткий контроль, однако при этом и поводки надо отпускать, приучать их к самостоятельности. У ребят не должно быть лишнего свободного времени, чтобы не подвергались ненужным соблазнам.
– Нам с ребятишками повезло, – улыбается мать. – Они умные, дружные, трудолюбивые, ответственные. Мы с Русланом стараемся воспитывать их так, как когда-то нас воспитывали родители, в основе лежит трудолюбие.
Кстати, работает Лариса специалистом по реабилитации инвалидов. Сталкиваясь с проблемами людей с ограниченными возможностями, старается им помогать.
– Если получается, на душе становится хорошо. Так что я чувствую себя счастливой женщиной в счастливой семье, – признается Лариса Михайловна.
…На усадьбе краснеют ягоды, зеленеют грядки с овощами. Кругом идеальный порядок. В комнате Дианы заканчивается ремонт. Новые обои, мебель. Тимур готовится к дороге в самостоятельную жизнь. Семья живет планами и надеждами. Пусть они сбудутся!



