Около полутора лет велась подготовка к проведению в г. Салехарде Международной научной конференции по мерзлотоведению «Ресурсы и риски регионов с вечной мерзлотой в меняющемся мире». Это колоссальные усилия Оргкомитета конференции, десятки встреч на различных уровнях, сотни принятых заявок со всего мира от потенциальных участников, сотни международных телефонных звонков и сообщений на электронную почту, гигабайты научной информации. Как организаторы и участники конференции оценивают ее итоги? Какие сделаны выводы? Об этом рассказал проректор по международным отношениям ТюмГНГУ Сергей Туренко.
– Один из главных итогов конференции в том, что ее участники, которые приняли предложение России приехать в г. Салехард, не пожалели о своем выборе. Президент Международной ассоциации мерзлотоведов Ханс Хуббертен, сменивший его на этом посту Энтони Левкович и их коллеги высоко оценили гостеприимство Ямальской земли, высочайший уровень организации научного форума и культурного досуга его участников. Спасибо им за эту оценку.
– Сергей Константинович, поделитесь секретом, как нужно проводить подобного рода форумы, чтобы всем все понравилось?
– Мы часто говорим об интеграции образования, науки и бизнеса. В рамках прошедшей в Салехарде конференции эта модель как раз и была успешно реализована. Интеграторами выступили правительство Ямала и правительство Тюменской области. Я полагаю, что провести мероприятие на таком высоком научном и организационном уровне без сотрудничества и взаимодействия упомянутых сторон было бы невозможно. Дело науки – формулировать проблемы и задачи, находить решения, дело власти и бизнеса – реализовывать их на практике. Думаю, что эта модель идеально подходит не только для нашей страны.
– Сто пятьдесят молодых российских и зарубежных ученых впервые за всю историю проведения таких конференций получили возможность поучаствовать в них бесплатно. Кроме авиабилетов, это целая неделя проживания в гостиничных номерах, бесплатное питание в ресторане плюс памятные сувениры и подарки всем участникам форума. Чьи это затраты?
– Такие компании, как “Роснефть”, “Транснефть”, “ТНК-ВР”, “Газпромбанк“ активно откликнулись на наш призыв помочь в проведении мероприятия. С одной стороны, оно в русле проблем, с которыми им приходится сталкиваться, с другой – это осознание бизнесом своей ответственности перед обществом и государством. В России оно только начинает формироваться, но первые шаги делаются уже достаточно уверенно.
– Многие молодые люди на конференции получили премии за свой вклад в развитие мерзлотоведения. Сдается, что профессия криолога вскоре станет такой же востребованной, как профессия врача, строителя, нефтяника…
– Дело в том, что старение научных кадров – это большая проблема.
Чтобы молодежь пришла в науку и осталась в ней, необходимо предпринимать какие-то шаги, и чем быстрее, тем лучше, поскольку один из ресурсов нашей конкурентоспособности – это молодость, активный научный поиск, мечты и фантазии. Без них не бывает тех научных открытий, которые двигают нашу жизнь вперед. Поэтому, когда мы говорим о криологии, мы подразумеваем, что это общее поле для самореализации представителей самых разных научных направлений, из разных стран, любого пола и возраста.
– Главенствующую роль в организации конференции сыграл ТюмГНГУ. Это работа по линии оргкомитета, переводы и печать многотомных научных трудов, встречи и проводы высоких гостей…
– Скажу одно: ТюмГНГУ, безусловно, получил чрезвычайно высокую отдачу. Конференция это ведь не просто доклады, графики и цифры. Это еще и контакты между людьми, их живое общение. У нашего вуза много партнеров, коллег и друзей. После конференции их стало еще больше. И для нас это, пожалуй, самый главный ее итог.



