Концерты классической музыки в Тюмени привлекают наибольшее количество зрителей, если исполнители – раскрученные. Мацуев, Башмет или Спиваков. У тюменских музыкантов поклонников меньше, а ведь качество их исполнения достаточно высокое.
Не так давно в органном зале Тюменской филармонии прошел сольный концерт скрипачки Юлии Прямовой. Играла в сопровождении оркестра “Камерата Сибири” под руководством Антона Шароева, в составе ансамбля “Барокко” (Антон Шароев, скрипка; Мария Блажевич, орган) и в дуэте с роялем (Мария Блажевич). Прозвучали произведения Иоганна-Себастьяна Баха и Антона Рубинштейна.
Открылся вечер опусом Баха “Концерт для двух скрипок с оркестром ре-минор”. Своим построением он напоминает его классические органные сочинения, а красотой мелодии привлекает выдающихся скрипачей. Известно, что гениальнейшие музыканты Давид Ойстрах и Иегуди Менухин согласовывали графики своих выступлений, чтобы вместе сыграть эту музыку. Очень эмоционально прозвучал и тюменский дуэт Прямова – Шароев…
Две части Сонаты Баха из великолепнейшего “Музыкального приношения” в исполнении ансамбля “Барокко” настроили публику на лирический лад. Затем прозвучали произведения Антона Рубинштейна. Великий композитор, организатор первой русской консерватории и блестящий пианист – прапрадед Антона Шароева. В сочинении “Соната для скрипки и фортепиано соль мажор” оба инструмента равноправные, музыкальная тема раскрывается двумя исполнителями как миниатюрным оркестром и требуется одинаковая одаренность – такая, какая есть у Прямовой и Блажевич. В заключение музыкального вечера прозвучал “Концерт для скрипки с оркестром соль-мажор” Рубинштейна, посвященный скрипачу-виртуозу того времени Генриху Винявскому. Полчаса чудесной музыки в исполнении Юлии Прямовой и оркестра Антона Шароева!
После концерта я встретился с Юлией Аркадьевной и Антоном Георгиевичем и побеседовал с ними.
– Юлия, поведайте нашим читателям свою творческую биографию.
– Я родилась в Тюмени. Моя мама мечтала стать музыкантом, но не получилось. В детстве она повела меня в школу искусств “Гармония” записывать на пианино, но набор туда был уже закончен. Нас остановила преподаватель скрипки Валентина Тихоновна Андриянова и пригласила учиться у нее. После шести классов музыкальной школы меня взяли в музыкальное училище без экзаменов. Там мой учитель – Петрова Валентина Афанасьева – ведущий преподаватель по скрипке. После окончания я пошла в Тюменский институт культуры, но там не было тогда музыкального отделения, и я поступила на менеджера, затем, почти одновременно, на юридический факультет ТюмГУ. Когда узнала об оркестре, пришла прослушиваться на общих основаниях. Антон Георгиевич меня взял, и вот уже 12 лет я в оркестре.
Антон Шароев: – Я помню, как пришла Юля. У неё был большой перерыв – 8 лет, но она не смогла расстаться со скрипкой. Играла для себя по вечерам какую-то популярную музыку, и я попросил ее исполнить те мелодии, которые ей нравятся. Она сыграла с хорошим звуком, со своим отношением к исполняемому. В ней было зерно, и я взял ее, посадил последней скрипачкой. Начался ее рост, полный поисков и сомнений. Она созревает как музыкант.
– Как идет прогресс?
– Уральская консерватория, которая открыла свой филиал в Тюмени, первые сольные номера, создание трио “Барокко”, гастрольные поездки по России, в дальнее зарубежье. Аспирантура в Магнитогорской консерватории, диссертация. Теперь вот первый большой сольный концерт. Скрипач учится на примере конкретных произведений, начинает с простых вещей, а потом, когда происходит обучение, когда человек чувствует, что готов, берется за более сложные вещи. Это не просто так – взять и сыграть, что захотел!
– О чем мечтаете?
Юлия:
– Сыграть все скрипичные произведения Рубинштейна. Они очень сложные, написаны для виртуозов того времени. Есть редкие сочинения, которые вообще не звучали в России, я буду первым исполнителем. И еще одна из вершин – написать диссертацию. Я учусь в аспирантуре Магнитогорской консерватории, все экзамены сдала на пятерки.
Шароев:
– Музыка – это духовная жизнь человека, все то, что человек накапливает в себе. Если композитор мастер, то он может донести публике свои идеи. Убедительная исполнительская трактовка – важнейший элемент. Юля глубоко изучает Рубинштейна, она проросла в него, углубилась в его биографию и не для корочек, а для убедительности и правильности исполнения. Она “рубинштейновед”, и я рад этому.



