На углу улиц Луначарского и Коммунистической возвышается очень красивое здание, не похожее своей архитектурой на современные сооружения. Это бывшее коммерческое училище, построенное в 1908-1914 годах фирмой «Наследники Колокольникова».
В разные годы после революции здесь находились, сменяя друг друга, музыкальная школа, окружной исполком, педагогический институт, параллельно с ним – Свердловский автодорожный, военный госпиталь, обком партии, облисполком, школа-интернат… С 2005 года в старом здании и его пристройках размещается архитектурно-строительный университет.
Карниз дома облюбовали ласточки, прилетающие в наши края весной. А когда-то их чуть не загубил росчерк пера партбюрократа, которому на шляпу капнула пролетавшая птичка (она ведь не знала, что это высокопоставленный чиновник). Но вмешательство рядовых сотрудников обкома не позволило изгнать ласточек с насиженных мест.
Через дорогу, на правом берегу реки Туры, находится так называемый Дунькин сад – теперь поредевший и в некоторых местах заросший уродливыми кленами. Простирался он когда-то от Никольской площади до стен собора Петра и Павла. В саду росли березы, липы, сосны, яблони. Там стояла «ракушка» для музыкантов, были беседки, грибки. Две широкие лестницы спускались к реке на причальную площадку, к которой швартовались пароходики с гостями. Организовывались танцы под духовой оркестр, пляски, под гармошку.
Этот зеленый уголок культуры с дореволюционного времени и по тридцатые советские годы оберегала Евдокия Юрьевна Ширяева. Она считалась смотрительницей, сторожихой и дворничихой. Посетители сада не столько побаивались Евдокию – женщину крупную, с крутым характером, не дававшую спуску хулиганам, сколько уважали. Жила она с семьей на улице Нагорной, рядом с двухэтажным особняком, где ныне «Сибнефтебанк», в одноэтажном домике с мезонином (снесен в семидесятые годы).
Когда здание Колокольниковых облюбовали партийные служащие, почти все деревья в Дунькином саду были вырублены. На их месте построили бревенчатые особняки, в которых жили горожане, по большей части чиновники. После переезда партработников в другие здания и новые благоустроенные квартиры, перевезли и опустевшие домики, превратив их в дачные. Прихватили и плодоносящие яблони, кустарники. Дунькин сад на долгие годы оставался бесхозным. И только этой осенью администрация города приняла решение облагородить этот участок прибрежной природы.



