На огороде вырвал сорняк – осот. Здоровенный уже, больше метра высотой, стебель в палец толщиной, колючий, неуступчивый, с яркими темно-малиновыми цветочками. Вырвал и бросил в борозду. Не до него было. Через неделю, когда стал убирать траву, смотрю, а осот уже отцвел и на месте цветочков – семена. В белом пуху, как у одуванчиков, ждущие ветра, чтоб сорваться и полететь к месту своего произрастания.
Удивительная сила заключена в растении! Вроде бы, вырванное и лишённое влаги и питания, должно оно неминуемо погибнуть и засохнуть, а ведь нет – отцвело и распушилось, как и стоящие по обочине дороги собратья. Отчего ж у нас, произрастающих в тепличных условиях, нет такой тяги к продолжению себя, а есть только желание цвести и цвести бесконечно? Где тот момент, когда был разрушен в нас алгоритм жизни, позволяющий осоту отцвести и дать семена даже после своей гибели?
Прочитал рассказ Евгения Шишкина «Идиот и Малыш». Написано сильно, ярко, и в этой силе и яркости предельно чётко обозначился ужас современных отношений мужчины и женщины. В центре рассказа – бездетная замужняя женщина, для которой её детородная функция – далеко на задворках. О детях она и не вспоминает, скорее всего, их у неё нет, хотя она уже нездорова – лечится в санатории. Там, в санатории, Зоя, так зовут главную героиню, поначалу отказывает ловеласу Виктору, предложившему ей после мимолётного знакомства маленький курортный роман. Она возмущена столь бесцеремонным обращением с собой, как возмутилась бы всякая приличная женщина. В конце же рассказа Зоя соглашается на его предложение отдохнуть вместе в следующем году. Её завораживает, как адвокат Виктор развлекается со своим очередным «Малышом» – голубо-глазой Ларочкой, которая собирается сразу же после курорта замуж за моряка.
Отношение к браку иллюстрируется в диалоге:
«Соседка по комнате и спрашивает у Малыша-то: «Как теперь с моряком будешь? Замуж выходить не страшно?» А она ей: «Наоборот! Мне после здешнего курорта не только замуж, но и на калёную сковородку не страшно!..»
Само по себе существование семьи поставлено под сомнение с тех пор, как союз мужчины и женщины стал рассматриваться преимущественно как источник сладостных утех, а не как форма продления своего существования. Но сладость утех в союзе постоянном менее ярка и импульсивна, чем во временной связи. И свободная женщина разочаровывается в своей верности мужу и становится в очередь на маленький курортный роман. Зная, что предмет её страсти каждый год отдыхает в санатории с новым «Малышом». Индустрия похоти, конвейер развлечений. Героиня уже просто сгорает от нетерпения попасть на этот конвейер.
Рассказ страшен тем, что возводит в норму свободу отношений в браке при отсутствии взаимных обязательств, при отсутствии детей, фиксирует страсть к красивой, пресыщенной жизни как естественное состояние свободной женщины.
Неслучайно в мусульманском мире свобода женщины ограничена. Женщина – заложница семьи. В деторождении она несёт основные тяготы. С каждым ребёнком она рискует потерять свою жизнь. Но выбора у неё нет, и потому рождение детей рассматривается ею не как геройство и даже не как обязанность, а как естественное состояние. Тогда как свободная женщина без колебаний выбирает вместо мук деторождения муки страсти. Если женщин не ограничивать в этом выборе, произойдёт умаление и иссыхание народное. Что, собственно, уже давно происходит в России, несмотря на все прельщения власти.
Такое могло присниться только в страшном сне: человеку, чтоб у него заработал инстинкт продолжения рода, платят! Родишь ребёнка – получишь деньги. И у него уже в мозгу обратная аксиома: не будут платить – не буду рожать! До такой степени деградации не дошло ни одно живое существо. По сути, это похоже на финал нашей истории.