В мартовском выпуске «Охотничьего поля» в реплике «Случилось то, что ожидалось» («ТП» за 16 марта 2012 г.) я сообщал о том, как после телесюжета о дохнущей в реках и озёрах от недостатка кислорода рыбе все вдруг озаботились этой проблемой.
В числе тех, с кем в этом сюжете беседовал корреспондент Иван Трацевский, был председатель комитета областной Думы Юрий Конев. Дословно Юрий Михайлович тогда сказал следующее: «Жизнь вступает в противоречие с законом. Надо разрешить всем рыбачить. Мы этим не уменьшим поголовье, мы спасём поголовье рыбы. Чем больше людей будет идти на озёра, чем больше они будут сверлить эти отверстия, тем легче перенесёт рыба замор».
Тут я должен дать некоторое пояснение. Отверстия во льду, о которых сказал депутат, сверлят, долбят и даже пропиливают бензопилой, чтобы поставить рыболовную снасть – фитиль, сетку или невод. Но эти орудия введёнными в 2009 году Правилами рыболовства запрещены. Суть почти десятка опубликованных в «Охотничьем поле» корреспонденций состоит в том, чтобы изменить эти неумные правила. О том, что они несут не пользу, а вред, доказывали не только рыбаки, но и доктор биологических наук, профессор ихтиологии и рыбоводства Тюменского госуниверситета и Тюменской сельхозакадемии Игорь Мухачёв. «При отсутствии рыбохозяйственной эксплуатации», – констатировал учёный, – био- и рыбопродуктивность водоёма снижается. Происходит перенаселение, измельчение его обитателей, возникает опасность эпизоотии». И это даже не касаясь заморов, то есть «громких» последствий запрета, которые и всполошили рыбопромышленный бомонд.
В публикациях на страницах «ОП» предлагалось изменить ситуацию. Поскольку и Правила, и закон о рыболовстве – документы федерального уровня, такие поправки возможны, если областная Дума, используя право законодательной инициативы, обратится с этим предложением в Госдуму. Вместо этого депутат Ю.М. Конев в ответ на мой официальный запрос предлагает ждать:
«…По информации руководителя Федерального агентства по рыболовству А.А. Крайнего сегодня идёт активное обсуждение указанного законопроекта с общественностью. Законопроект существенно переработан, из текста исключены так называемые карта рыбака и взимание платы за рыбалку. Только после принятия вышеназванного закона можно будет судить, насколько он выражает интересы рыболовов-любителей».
Могу уже сейчас, не дожидаясь принятия «вышеназванного закона», стопроцентно утверждать, что выражать интересы любителей ловли на удочку, спиннинг и прочие троллинги он будет. Но не пойдут эти любители на те тысячи тюменских озёр, где рыба дохнет от заморов, не будут сверлить там спасительные отверстия – неподходящие эти водоёмы для удочников. А вот с сеткой, с фитилём селянин, чей дед и прадед кормились с этих озёр, пошёл бы, если бы ему разрешили. Но на выражение его интересов в проекте закона нет даже намёков. И не будет. Так, может, Юрий Михайлович, не ждать, «когда можно будет судить» о законе после его принятия, а действовать в интересах электората, пока закон ещё не принят?
P. S. Рыболовную проблему поднимают и районные газеты. Ниже мы публикуем заметку из «Армизонского вестника». Радует, что районные власти понимают озабоченность селян их отлучением от родных озёр и идут на диалог с населением. Но удручает пассивное упование на областного и московского «барина», который всё знает и всё решит правильно. Ни одна встреча заместителя главы района А. Филиппова и других руководителей с армизонцами не завершилась принятием конкретного обращения в адрес «верхов» с требованием принять меры к решению проблемы. А без этого, как видим, решать вопрос о возвращении права ловить в родных озёрах рыбу традиционными орудиями (сетью, неводом, фитилём) никто и не собирается.
Весна… Поговорим о рыбалке
«Армизонский вестник»
В отличие от наших предыдущих бесед с первым заместителем главы района А.Е. Филипповым, которые были посвящены сельскохозяйственному производству, нынче мы встретились, чтобы попытаться в очередной раз поставить точки над i в вопросе с рыбалкой.
И на сходах граждан, и во время личных встреч жители района вновь и вновь поднимают эту проблему, что неудивительно: живя в краю трёхсот озёр, из которых карася «черпали» веками, просто нелепо сейчас ограничивать себя удочкой…
–Я прекрасно понимаю своих земляков и поддерживаю в плане того, что вопрос надо решать, и решать положительно – с некоторыми ограничениями по размеру ячеи и длине сети, но всё-таки разрешить ставить сети, – отметил Алексей Емельянович. – Но… Есть закон, и пока его никто не отменял, и сделать это нет полномочий ни у главы района, ни даже у губернатора области, а только на федеральном уровне. И если кто-то думает, что это такие вредные местные и областные власти, депутаты районной и областной Дум ничего не делают, а, наоборот, стараются всеми силами навредить своему населению, то они очень глубоко ошибаются – закон не только долго готовится к принятию, но и ещё дольше обсуждаются поправки. И ни один из тех людей, к кому обращались жители, не оставляет поднятые проблемы без внимания – все пытаются их решить, используя все возможные средства. На мой взгляд, самым лучшим вариантом была бы передача полномочий по рыбоводству и рыболовству на региональный уровень – здесь и ситуацию по каждому району знают, и могут согласовать все нюансы с местными властями. Предвижу реплику – уже три года никаких сдвигов нет, а президент и премьер-министр уже давно дали добро на рыбалку… Пожалуйста, поймите – одно дело сказать, второе – принять закон. Мы тоже ждали, что по осени прошлого года произойдут какие-то события, но пока никакого законодательного акта не принято.



