Прав был князь Петр Вяземский: даже спустя 200 лет мы очень мало знаем об Отечественной войне 1812 года. Например, об участии в кампании наших земляков.
Во время Бородинской битвы в центре обороны находилась Курганская батарея. Ее прикрывали Сибирский и Иркутский драгунские полки третьего кавалерийского корпуса. В докладе Барклаю де Толли командовавший ими генерал Ф.К. Корф сообщал, что полки с начала сражения и до полудня стояли под пушечным огнем, а затем отважной контратакой отбросили неприятеля от своих позиций.
Тобольским пехотным полком командовал полковник П.П. Шрейдер. За храбрость его произвели в генерал-майоры. Под стать своему командиру были и его подчиненные.
Майор Бистрем, прапорщики Самсонов и Далич, капитан Моисеев и поручик Киселев за храбрость и стойкость награждены золотыми шпагами. В наградном списке за Бородинское сражение также говорилось, что прапорщики Антипов и Морсочников удостоены орденов Святой Анны третьей степени «за неустрашимость, храбрость и поощрение нижних чинов при контратаках неприятеля». Геройски сражались все – от солдата до генерала.
Портрет командира Тобольского полка, четырежды раненого на поле брани, можно увидеть в Военной галерее Эрмитажа в Санкт-Петербурге. А самый ответственный момент битвы знаменитый русский художник Франц Рубо воспроизвел в батальной панораме «Бородинская битва».



