«Гремучая» смесь

Введение рецептурного отпуска мера вынужденная, но необходимая

С 1 июня 2012 года в России вступило в силу Постановление Правительства РФ, которое устанавливает рецептурный отпуск физическим лицам препаратов с малым содержанием кодеина или его солей. К таким медикаментам, в частности, относится большинство популярных обезболивающих, в том числе Пенталгин-Н, Нурофен, Седалгин, Солпадеин, Коделак (всего в списке – более 20 наименований).

«Это препараты, из которых экстрагируют дезоморфин. Объемы уголовных дел, связанных с данным наркотиком, выросли в 10–30 раз, — отметил в одном из выступлений директор ФСКН Виктор Иванов.

— Практически все губернаторы обратились ко мне как к председателю Государственного антинаркотического комитета с просьбой ввести на кодеиносодержащие медикаменты рецептурный отпуск. Я считаю, что это оправдано».

То, что кодеин обладает наркотическими свойствами, было известно еще с советских времен. Именно поэтому всегда среди специалистов обсуждался вопрос о необходимости продажи этих лекарств по рецептам врача. Такой порядок отпуска и действовал в нашей стране в течение долгих лет — вплоть до «лихих» 90-х годов, когда по не известным населению причинам он был отменен.

В последнее время в большинстве регионов России наблюдался рост продаж кодеиносодержащих препаратов, порой за год он увеличивался в несколько раз. В период с 2006 по 2011 годы в Тюменской области было реализовано около 6 млн упаковок (почти тонна!) таких лекарств. И это несмотря на относительно стабильную заболеваемость гриппом и респираторными заболеваниями.

Значит ли это, что люди стали больше страдать головными болями и постоянно кашлять? Как бы не так! Причина нарастающих объемов продаж кодеиносодержащих препаратов – иная. Их попросту использовали «не по назначению». И самыми частыми приобретателями стали наркоманы! Как ни парадоксально звучит, но на ухудшение наркообстановки повлияла активность правоохранительных органов. Пресечение деятельности ряда организованных групп и сообществ, ликвидация каналов поступления дурмана повлекли за собой определенные изменения структуры наркорынка в отдельных городах и районах Тюменской области. Произошло и скрытое повышение цен на основные виды наркотиков. Героин – в прежние времена самый «ходовой» инъекционный наркотик – вообще стал дефицитом. Это вынудило наркопотребителей искать новые способы получения мнимого «кайфа». Зелье приноровились изготовлять из местного растительного сырья, а также из кодеиносодержащих препаратов. Поэтому в основном такие лекарства покупали именно «страждущие и заблудшие души». Они в кустарных условиях с помощью средств бытовой химии синтезировали сильнодействующий и жутко токсичный наркотик — дезоморфин.

Врачи-наркологи уже несколько лет бьют в набат: зависимость от дезоморфина возникает после второго-третьего приема. При его изготовлении используются едкие химические вещества, которые попадают в кровь. Эта «гремучая» смесь повреждает стенки сосудов, околососудистую клетчатку. Кожа на месте инъекций покрывается чешуйками и становится ороговевшей, напоминая шкуру рептилии. Поэтому в среде наркоманов дезоморфин называют «крокодилом».

Это смертоносное зелье оказывает выраженное токсическое воздействие на весь организм – поражает внутренние органы, сердечно-сосудистую систему, головной мозг. Все это ведет человека к энцефалопатии, необратимым изменениям структуры органов и тканей, развитию гнойно-септических заболеваний мягких тканей. От потребления дезоморфина происходит разрушение иммунной системы. Возникает полиорганная недостаточность — нарушение деятельности всех жизненно важных органов. В общем, ничего хорошего ни для самого наркомана, ни для его близких.

Излишним будет говорить, что на этом фоне ломаются семьи, калечатся судьбы тех, кому приходится жить рядом с «живым трупом». К слову, средняя продолжительность жизни дезоморфинового наркомана – и об этом уже неоднократно писали – полтора-два года.

На территории Тюменской области изготовление синтетического наркотического средства дезоморфин впервые отмечено в 2004-2005 годах. Началось все с северных территорий – с тех, куда «традиционные» наркотики доходили плохо (каналы поставок регулярно перекрывались правоохранительными органами).

За период с 2005 года по март 2012 г. в нашем регионе выявлено более 3,5 тыс. потребителей дезоморфина, преимущественно в возрасте 25-40 лет. При этом только треть из них состоит на наркологическом учете. По данным департамента здравоохранения Тюменской области, в 2011 г. от передозировки наркотиками скончалось 80 человек, за первые 4 месяца текущего года – девять. Налицо снижение смертей. Однако реальное количество летальных «передозов», очевидно, выше, ведь непосредственной причиной гибели дезоморфинового раба являются вовсе не острые наркотические отравления. Речь идет о тяжелых соматических заболеваниях: тромбофлебитах, сепсисе, гангрене, циррозе печени и других. В таких случаях в учреждениях судебно-медицинской экспертизы дифференциальная диагностика, связанная с выявлением факта возможного потребления наркотиков, не проводится.

Для того чтобы сократить масштаб распространения дезоморфиновой наркомании, по инициативе Управления наркоконтроля по Тюменской области в регионе был введен ряд мер, связанных с наведением порядка с отпуском кодеиносодержащих лекарств.

Еще летом 2011 года на заседании круглого стола, который состоялся в областном управлении ФСКН России, руководители крупнейших аптечных сетей заключили соглашение о соблюдении ряда норм, касающихся оборота таких лекарств. Фармацевты договорились убрать из торговых залов рекламу данных медикаментов, а также строго соблюдать правила отпуска, установленные Приказом Минздрава, – не более двух упаковок в одни руки. «Кроме того, – комментирует президент тюменской аптечной ассоциации «Росфарма» Татьяна Макарова, – между собой мы договорились о том, что если провизор видит перед собой явного наркомана, а это зачастую легко определить по внешним признакам, то не будет отпускать ему лекарство. Это соглашение подписали руководители сети, в состав которой входит до 80 процентов всех аптек города Тюмени».

В январе–мае 2012 года правоохранительными органами в Тюменской области зарегистрировано более 360 сообщений граждан о правонарушениях, связанных с изготовлением, хранением, сбытом или употреблением дезоморфина. В телефонных звонках, которые поступили на круглосуточные «горячие линии» (такие действуют в Управлении МВД, тел. 29-14-32 и в Управлении наркоконтроля, тел. 27-00-00), фигурирует несколько сотен наркопотребителей. Только сотрудниками УФСКН России по Тюменской области с начала года выявлено 94 преступления, связанных с оборотом дезоморфина (а это ни много ни мало больше трети всех зарегистрированных наркопреступлений). Оперативниками областного УФСКН ликвидировано 42 наркопритона, при этом все из них, кроме одного, использовались для изготовления и употребления «крокодила«.

Введение рецептурного отпуска кодеиносодержащих препаратов, как считают специалисты, мера вынужденная, но, безусловно, необходимая. По словам замглавврача областного наркодиспансера, главного нарколога Тюмени Владимира Пушкарева, это нужно было сделать уже давно. «То, что сегодня происходит с молодым населением России, иначе как национальным бедствием не назовешь! – сетует Пушкарев. – В настоящее время большая часть из тех пациентов, которые попадают к нам на учет, являются потребителями именно дезоморфина».

Главный клинический фармаколог департамента здравоохранения г.Тюмени Екатерина Близнякова, оценивая дальнейшее развитие ситуации на рынке фармпрепаратов, отмечает: «Для нас очень важно, чтобы и население, и фармакологи, и медицинская общественность правильно понимали насущную необходимость введения ограничений по отпуску кодеиносодержащих лекарственных препаратов. Это не просто запрет, это важный инструмент госрегулирования, и если его не применить сегодня, завтра последствия могут быть непредсказуемыми».

Сотрудники областного управления наркоконтроля расценивают появившиеся нововведения как определенную победу, но одновременно и как новый вызов: не за горизонтом новые проблемы – начиная от появления лавины поддельных рецептов и возможных коррупционных злоупотреблений со стороны некоторых медработников и заканчивая изменением самой структуры наркорынка. Потребители дезоморфина будут вынуждены возвращаться к героину, переходить на психоактивные курительные смеси и новые виды психоделиков, которые множатся, как грибы после дождя. Как полагают врачи-наркологи, вполне вероятен серьезный, хотя и временный, рост смертей среди потребителей дезоморфина, которые начнут экспериментировать с какими-либо лекарственными или химическими препаратами.

105-12-1По подсчетам Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России, введение безрецептурного отпуска лекарств с кодеином не приведет к ухудшению качества медицинской помощи. Начиная с середины 2011 года, такой порядок был введен в 21 субъекте Российской Федерации. Ни в одном регионе пока не происходит проблем в медицинской сфере, вся помощь пациентам оказывается в полном объеме. Жалоб на нехватку обезболивающих и противокашлевых препаратов нигде не отмечается.

В настоящее время на фармацевтическом рынке существует ряд препаратов, которые являются аналогами кодеиносодержащих. По словам начальника Управления ФСКН России по Тюменской области Юрия Тхазаплижева, населению не нужно бояться самого введения рецептов. Те, кто по показаниям врача нуждается именно в лекарствах с кодеином, смогут получить его после обращения к соответствующему специалисту. Именно таким образом должен поступать здравомыслящий человек при любом лечении – сначала проконсультироваться, а уже потом идти в аптеку.


6826