На пороге новых свершений

В воскресенье в Салехарде соберутся светила мировой науки, представители власти и бизнеса

Вечная мерзлота… Непосвященным людям кажется, что тут все просто: холод, лед, низкие температуры. Обывателю трудно представить, на какие глубочайшие уровни в изучении криосферы проникают мерзлотоведы, физики, химики, биологи. Лед имеет семнадцать фазовых состояний. Каждый шаг в глубину строения льда открывает совершенно новые аспекты и перспективы.

Обсудить их международное сообщество ученых планирует на предстоящей в г. Салехарде Х конференции мерзлотоведов «Ресурсы и риски регионов с вечной мерзлотой в меняющемся мире». Впервые с момента организации в 1983 году Международной ассоциации мерзлотоведов конференция пройдет в России. О масштабах предстоящего события и том резонансе, который оно вызывает, говорят следующие цифры: о своем желании приехать на форум заявили 600 участников, из них 160 – из зарубежных стран. Впервые в работе конференции будут участвовать как минимум 10 академиков и 5 членов-корреспондентов Российской академии наук. 150 молодых ученых (80 из России и 70 из-за рубежа) впервые получили возможность приехать на мероприятие бесплатно. Правительство ЯНАО и такие корпорации, как НК «Роснефть», ТНК-ВP, АК «Транснефть», все расходы по работе конференции, перелетам и размещению гостей взяли на себя.

На повестке конференции 288 устных докладов на 27 секциях и свыше 260 стендовых. Более 30 докладов сделают молодые ученые Тюменского государственного нефтегазового университета.

О ходе подготовки к форуму и его научной проблематике журналистам рассказали два сопредседателя конференции: руководитель оргкомитета, ректор ТюмГНГУ, доктор технических наук Владимир Новоселов и директор Института криосферы Земли СО РАН, завкафедрой криологии Земли ТюмГНГУ академик Владимир Мельников.

«В чем необычность этого форума? В том, что в нем примут участие представители всех слоев научного сообщества, начиная с академиков и светил мировой науки и заканчивая студентами, – отметил Владимир Новоселов. – Чтобы мы быстрее продвигались в познании мира, в частности, в освоении регионов с вечной мерзлотой, информацией надо делиться, так скажем, в онлайновом режиме. Очевидно, что это будет великолепная школа, мощнейший вброс новых уникальных знаний в мировой научный обиход».

Как сберечь мерзлоту?

В конце ХIХ века в преддверии глобальных социально-политических и экономических потрясений во всем мире начали бороться с природой. Расхожей фразой стало выражение «Человек – венец природы». Наряду с величайшими научными открытиями и промышленным освоением территорий мировой флоре и фауне был нанесен значительный урон. Болезненную трансформацию претерпели традиционный образ жизни коренных жителей и экология.

На заре 30-х годов в России ученым-криологам был дан зеленый свет. В районы вечной мерзлоты были организованы крупнейшие экспедиции. Их возглавляли будущие светила отечественной науки. Тогда по рекомендациям мерзлотоведов в Якутске была построена первая теплоэлектростанция. Стали возникать новые города, промышленная инфраструктура, транспортные коммуникации. Вместе с тем понадобилось почти 80 лет, чтобы ученые сказали: нет, человек – это не венец, а часть природы, в которой все взаимосвязано. И мерзлота, в частности, это не вредное явление, а ресурс человечества, территориальный ресурс, фундаментальная, средообразующая компонента. И ее надо не топтать налево и направо вездеходами, как это мы делали при прокладке трубопроводов, а беречь и сохранять всеми силами. Не торопиться с реализацией тех или иных проектов, а сначала изучить эту среду, найти научно обоснованные проектные подходы и решения. Издать новые законы о защите и сохранении вечной мерзлоты, иначе новые потери и конфликты неизбежны. Этот тезис, по словам Владимира Мельникова, в его выступлении на конференции станет одним из ключевых.

Интерес к Арктике, к ее ресурсам сегодня огромен. И в силу того, что разведано, и в силу того, что еще предстоит разведать. Как подчеркнул Владимир Новоселов, 7 из 8 крупнейших нефтегазовых провинций находятся в зонах низких температур. Все перспективы по разведке и извлечению углеводородов так или иначе связаны с северными территориями, с зонами вечной мерзлоты. В четырехугольнике от Тазовской губы до Енисея и на север в глубь шельфа есть предпосылки обнаружить мощнейшие месторождения нефти и газа. В следующем году на территории ЯНАО будет введен в строй крупнейший в мире завод по производству сжиженного газа. Продолжается строительство нефтепровода Заполярное – Пурпе. Ведется разработка месторождений на севере Ямала, на Гыданском полуострове.

В этой связи в Арктике несомненно вырастут объемы грузоперевозок. Сегодня по Севморпути перевозят 2,6 млн тонн грузов. Советский Союз в последние годы перевозил 6 млн тонн. На перспективу, а точнее, уже к 2020 году, стоит задача перевозить 60 млн тонн, то есть в 10 раз больше. А что такое 60 млн тонн? Это новые порты, ледоколы, инфраструктура – очередной этап техногенного давления на природу. Между тем условия навигации, освоения территорий, разведки и добычи ископаемых зависят от климата и среды. И в этой сфере наука не всегда имеет необходимые ответы. Случись в условиях Арктики в зимний период разлив нефти на поверхности льда – и последствия будут катастрофическими, потому что пока еще нет технологий по их предупреждению и ликвидации. В более теплых широтах эксплуатируется нефтепровод Ванкор – Пурпе, построенный, казалось бы, с учетом всех мерзлотных явлений. 104-5-4Однако и в его работе отказов недопустимое множество. А что такое взрыв танкера со сжиженным природным газом? Это почти равнозначно взрыву атомной бомбы.

Поэтому откладывается ввод в эксплуатацию Штокмановского месторождения, несколько раз откладывался ввод Бованенковского месторождения. «То, что проектируется, и то, что мы имеем в реалиях, – это абсолютно разные вещи, – пояснил Владимир Новоселов. – Чтобы не жалеть о возможном эколого-экономическом ущербе, к тому или иному проекту лучше хорошенько подготовиться, чем потом выпускать продукцию с такой себестоимостью, которая никому не нужна. Идет поиск свежих решений. Традиционные подходы перестают работать. Поэтому интерес нефтяников и газовиков на конференции не просто поспонсировать участников и уехать. Они надеются получить от ученых отдачу, которая позволит им двигаться дальше».

Бактерия за 10 тысяч евро

Если мы говорим о новом для России и международного сообщества крупнейшем арктическом проекте, то в первую очередь мы должны подумать о людях. Чтобы трудиться в суровых арктических широтах на постоянной основе, нужно иметь отменное здоровье. Необходим научный поиск средств адаптации человека к меняющимся природным условиям. И он уже идет. Возникает новое научное направление – геомедицина.

«И тут мы опять впереди планеты всей», – с удовлетворением заметил Владимир Мельников. В ТюмГНГУ действует экспериментальная лаборатория, которую возглавляет профессор Юрий Суховей. В ней изучаются новые палеобактерии, которые были обнаружены в вечной мерзлоте на глубине 80 метров, их возраст – 2-3 миллиона лет. Они ожили, были запатентованы и сегодня находятся в работе в лабораториях России, Украины, Норвегии, Швеции, Японии, Австрии. Стоимость одной такой палеобактерии – 10 тысяч евро. Первые эксперименты с использованием средств, полученных из этих бактерий, показали, что у мышек на
20 процентов увеличивается срок жизни, они в зрелом возрасте продолжают приносить потомство, у них мгновенно заживают ранки и даже отступают раковые заболевания.

«Вот и получается, что вечная мерзлота открывает перед нами сказочные возможности, – сказал академик. – Десятки стран работают над проблемами геронтологии, улучшением качества жизни. Объединив наши усилия, мы получили первые средства с таким мощным адаптивным эффектом. И это еще только начало. Когда шведы расшифровали геном этой бактерии, они увидели, что он отличается от всех известных геномов…» И тут открываются перспективы для антропогенетических исследований и лечения врожденных заболеваний.

Возможны ли какие-то новые сенсации в ходе исследования Арктики?

«Несомненно. Я думаю, что уже в ближайшее время некую сенсацию преподнесет нам Гренландия, – ответил ученый. – Там жили люди. В результате потепления и таяния льдов исследователи обнаружили на острове остатки древнейших поселений, о которых мы практически ничего не знаем».

Модель конвергентности

Чтобы эффективно и в комплексе решать сложнейшие задачи по освоению регионов с вечной мерзлотой, нужны подготовленные кадры. Гастарбайтерами там не обойтись. «Мы говорим, что 85% молодых людей после общеобразовательной школы поступают в вузы. А с другой стороны, все задыхаются от недостатка специалистов, – констатировал Владимир Новоселов. – Юристов перепроизводство в 21 раз! Но обратитесь в любую компанию, там самая дефицитная позиция – «юрист-хозяйственник». Мы тоже даем высшее образование, но вот профессионалов того уровня, который востребован компаниями, не хватает. Почему? У нас нет механизмов и условий для поиска и привлечения в вузы талантливой молодежи. Это люди, которые должны быть увлечены процессом получения новых знаний. Только тогда они могут стать высококлассными специалистами, учеными и экспертами. Предстоящая конференция – один из способов выявить и привлечь таланты к научным поискам».

По словам ректора, в лихие 90-е о вузах как центрах науки начали забывать. И драгоценное время было упущено. Сегодня у нас в науку три четверти вкладывает государство, одну четверть бизнес. На Западе ситуация обратная. И поэтому наши ученые едут туда. Государство предпринимает попытки поменять эту пропорцию. Подвижки есть, но пока еще явно недостаточные. У многих производственников сложился стереотип: «Дайте мне готовый инструментарий, что мне ваши формулы». Но от формул зависят технологии, на их основе можно получить образцы для испытаний, и уж тогда готовые средства производства.

Тюменский государственный нефтегазовый университет работает на опережение, ищет возможности для того, чтобы студенты проявили свои способности, сформировали для себя цели и способы их достижения. ТюмГНГУ – единственный вуз в России, где создан международный субарктический полигон, куда едут практиковаться студенты и даже ученые. В июле в п. Харп запланирована летняя полевая школа, в работе которой будут участвовать студенты и преподаватели ТГНГУ, МГУ, студенты из США и Норвегии. Все учебные программы университета содержат криологический аспект, даже по такой специальности, как «связи с общественностью». Все для того, чтобы создать для студентов атмосферу научного поиска, подарить им радость научных открытий, связанных с освоением бескрайних северных просторов.

Еще один ресурс, о котором ректор ТюмГНГУ Владимир Новоселов собирается рассказать на конференции, это конвергентная модель образования и науки, ее связь с криологией. На сегодня модель конвергентного образования реализована лишь в некоторых передовых университетах мира. В Институте криосферы Земли СО РАН, который возглавляет академик Владимир Мельников, тоже следуют этой модели: 50 сотрудников института в совокупности владеют специальностями из 22 отраслей знаний. Когда-то в России были учебники, в которых естественно-научные знания соседствовали с гуманитарными и прикладными. Не было деления на дисциплины. Таким образом ученики приобретали не бессвязные узкоспециализированные знания, а панорамное мозаичное видение происходящих в мире явлений и процессов. В последующем от этой модели отказались. Сегодня дивергентная модель образования, то есть деление на дисциплины, науки, факультеты, уже исчерпывает свои возможности. Нужны площадки, по крайней мере, для начала, где гуманитарии, нефтяники, геологи, математики, физики, химики, биологи могли бы совместно трудиться над каким-либо проектом и обогащать друг друга своими идеями. Общий эффект от такой работы может превзойти любые ожидания.

К консолидации усилий

– Мы ожидаем, что в ходе общения ученых из разных стран получим мощный синергетический эффект, – сказал в заключение Владимир Новоселов. – На стыке двух-трех известных научных направлений может возникнуть некое новое третье или четвертое. Ведь в повседневном обиходе получить актуальные знания западных ученых проблематично, так как существует языковой барьер. 104-5-5На конференции мы узнаем, над чем работают ученые всего мира, они узнают о нас. Это очень важно. Мы все говорим о качестве образования. Новые темы, идеи, знания, полученные на конференции, как раз будут использованы в образовательных программах университета, в том числе и на кафедре криологии. И, конечно, предстоящее событие – это очередной шаг по усилению международного сотрудничества и интеграции ТюмГНГУ в мировое научное сообщество. Потому что задачи по освоению Арктики, а они сверхмасштабны, трудно решать в одиночку, и нужно консолидировать усилия.

– Чтобы начать форум, уже все готово?

– Готово. Ждем участников! Хотим, чтобы ученые из 30 стран мира могли на равных пообщаться и доставить этим удовольствие друг другу.


6808