“Металлоеды”

– Так когда же всё-таки для человечества начался железный век?

Ох, и любят эти учёные головы огорошить непосвящённых всякими штучками!

Если бы вопрос исходил не от металловеда, я ответил бы, не задумываясь: конечно, после бронзового века. Однако, зная неординарную натуру и оригинальное чувство юмора уважаемого профессора, возглавляющего кафедру материаловедения в “Нефтегазе”, лихорадочно соображаю, где же скрыт подвох. Пожалуй, лучше сдаться.

– Практически с момента зарождения живой клетки, – сообщает мне вышеупомянутый профессор Ковенский, – железный век не прекращался.

Озадачил. Однако не верить человеку, который всю жизнь изучает свойства металлов, лично у меня резона нет.

– Правда, в нас железа всего-то грамма четыре, – продолжает курс моего просвещения Илья Моисеевич, – но без этого “мизера”, как говорится, “нет горы”. Вы, конечно, из школьного учебника знаете, что кислород мы способны поглощать только посредством “феррума”. А вот вам из позднего: генетические процессы в нас проходят тоже не без участия железа. Получается, хоть мы и научились заменять металлы полимерами, но только в изготовлении машин. А вот при “изготовлении” человека биометаллы ничем не заменишь. Так что налегайте, дорогой, за обедом на говядину и печёнку, поскольку там железа больше всего.

Полезно всё-таки послушать увлечённого человека. Мимоходом предостерёг меня от увлечения вегетарианством. Недаром студенты в своём профессоре души не чают. Ужасно мне нравится иногда поболтать с этим интереснейшим собеседником. После каждой беседы с ним просто катастрофически умнеешь. Даже для меня, гуманитария, его нынешние размышления о биометаллах воспринимаются как захватывающий рассказ, в котором химические элементы буквально главные герои повествования. А и вправду, чем не персонажи, эти самые микроэлементы? Чем уступает, к примеру, тот же магний какому-нибудь благородному разбойнику Зорро? Разве ж без героических усилий главного металла жизни смогла бы на планете возникнуть биосфера? Нетушки! Ведь именно магний входит в состав хлорофилла, осуществляющего превращение невесомого солнечного света в весомое органическое вещество растений. И чем бы мы дышали без растений?

А медь! Её роль велика и в кроветворении, и в работе центральной нервной системы. Между прочим, медьсодержащими препаратами лечат шизофреников и эпилептиков. О кальции можно и не упоминать, поскольку даже дети знают, из чего “сделаны” наши скелеты. Цинк, скажем, необходим для постройки белков и для клеточного деления. Марганец помогает в синтезе витамина С и в выработке инсулина, без которого человек заболевает диабетом.

– Роль биометаллов еще не изучена должным образом, – заверяет Ковенский (у профессора горячая пора набора абитуриентов). – Так что любознательным найдутся-таки области для приложения молодых сил. Будь то биология, биохимия или материаловедение. Но даже если кому-то не захочется быть металловедом, оставаться в “металлоедах” всё же придётся...


6570