Про день Бородина

В нынешнем году легендарному Бородинскому сражению – 200 лет. Тюменский музей изобразительных искусств к этой памятной дате подготовил выставку “Гроза двенадцатого года”. Битва при Бородино состоялась в конце августа, но экспозицию открыли сейчас – к «Музейной ночи» и предстоящим школьным каникулам.

У входа в зал развешены детские рисунки – работы призеров городского конкурса. Ребята не просто воспроизвели известные лица с полотен классиков, а постарались побольше узнать о Кутузове, Багратионе, кавалерист-девице Дуровой, других героях, проникнуться духом времени. И многим это удалось.

А куратор проекта – искусствовед Наталья Паромова – превратила рассказ о художественной выставке в подробный и увлекательный экскурс в военную историю России.

Экспозиция открывается живописным портретом великого князя Александра Павловича. Это “вольная копия” конца XVIII столетия с картины Иоганна Батиста Лампи, которому была дарована возможность писать внука Екатерины II с натуры. Этот портрет считался “образцовым”, то есть служил натурой для других, менее именитых художников. Наследник российской короны не мог позировать каждому. Небольшой бронзовый бюст представляет уже императора Александра I таким, каким он был к началу войны.

Тюменская галерея героев состоит в основном из гравюр, в том числе литографий из альбома, изданного в 1906 году великим князем Михаилом Николаевичем Романовым. Тут и знаменитый Денис Давыдов, и генерал Ермолов, обликом похожий на льва, и бравый атаман Платов, и Раевский, батарея которого была центром русской обороны на Бородинском поле, и молодой Милорадович, храбрец, любимый солдатами, которого в декабре 1825 года Николай I отправил на Сенатскую площадь уговаривать бунтовщиков разойтись, и который был сражен выстрелом в спину, а в госпитале, умирая, попросил показать ему только что извлеченную пулю и сказал: “Слава богу, не солдатская”… Рядом – множество боевых офицеров и генералов, чьи имена сегодня мало кто помнит. Драгун Федор Уваров, артиллерист Александр Кутайсов, георгиевский кавалер Петр Коновницын. Генерал Сеславин – талантливый партизанский командир. Карл Толь, квартирмейстер Кутузова, выбравший Бородино для решающего сражения. Иван Дибич, один из четырех полных кавалеров ордена Святого Георгия, переманивший от Наполеона две прусские армии. Генерал Тучков и его жена Мария, поставившая храм на месте гибели мужа и ставшая монахиней Спасо-Бородинского монастыря, где впервые испекли хлеб под названием «Бородинский». Подполковник Лунин, награжденный золотым оружием “За храбрость”, адъютант цесаревича Константина и противник самодержавия. Кавалергард Левашов, георгиевский кавалер, сторонник Николая I, член следственной комиссии по делу декабристов, сумевший добиться для многих помилования или смягчения приговора. Кавалерист Дубельт, участник Бородинского сражения, начальник корпуса жандармов, презиравший доносчиков…

В этом – трагизм истории, отмечает Паромова: храбрые, благородные герои войны за Отечество волей судьбы оказались по разные стороны баррикад. Но здесь, на выставке, они снова вместе – как некогда под огнем французских пушек.

083-4-2Под стеклом – два предмета из огромного Георгиевского сервиза, изготовленного на фабрике Гарднера по заказу Екатерины II для торжественного обеда в День георгиевских кавалеров, который отмечался ежегодно 26 ноября с 1769 по 1916 годы.

Завершает экспозицию живописный портрет Александра Всеволожского работы Тропинина. Отпрыск богатейшего дворянского рода Всеволожский добровольцем пошел в ополчение и заслужил боевые награды, среди которых – медаль «За взятие Парижа».

А противная сторона представлена миниатюрным портретом Наполеона и чайной парой итальянского фарфора с изображением французского императора с картины Поля Делароша.

Бородинское сражение Бонапарту выиграть не удалось. Не добыл победы и Кутузов. А на поле боя остались мертвыми пятьдесят тысяч человек – французов и русских. И в этом – горькая суть любой войны.


6491