Знаковая фишка

Уважаемый земляк Л. Бородин отправил депешу президенту. Как водится, жаловался на некоторые обстоятельства. Понятно, приехал бы Дмитрий Анатольевич (он тогда был во главе страны) и мигом навел бы порядок. Но в тот момент у г-на Медведева случилась запарка в плане неких международных и внутренних моментов. И вообще, если желаете затянуть решение своего вопроса, пишите в Первопрестольную. Там письмо погуляет по различным ведомствам и, понятно, вернется в Тюмень – лично в руки тому, на кого жалуетесь. Чего уж там, так во всем мире делается. Даже в шибко цивилизованной Швеции: король Карл ХVI Густав обнаружит в почтовом ящике послание на отдельные неполадки во вверенном регионе, так сначала отдаст его советникам, советники – парламентариям. Конституционный монарх Кувейта шейх Саад Абдулла Аль Салим Аль Сабах взял себе за правило первоначально показывать жалобы главному евнуху. И пошла писать губерния!

Претензии желательно высказывать непосредственно по адресу. Вот известный гражданин без паспорта Михаэль Паниковский плачется командору, мол, старый он, его девушки не любят. И Бендер безапелляционно заявляет: «Обращайтесь во Всемирную лигу сексуальных реформ!». Причем сам-то в сложившейся ситуации потопал прямо к даме сердца Зосе.

И еще одно предложение земляку: нельзя в официальном обращении называть тех, на кого жалуетесь, словами «оборотни», «бандиты», «террористы». Возможно, это так, но нужны веские доказательства: конкретные факты и фамилии, время и место действия. Иначе можно потерять не только водительские «права».

Вышеуказанный г-н Бородин сообщает уже прокурору области В. Владимирову об успехах борьбы со знаковым беспределом: один квартал по улице Володарского – от Водопроводной до Первомайской. Далее я, автор сих строк, обязан прибегнуть к цитате: «В связи с настоятельными обращениями были изобличены и переустановлены 9 (девять) дорожных знаков согласно правилам дорожного движения. Оставшиеся 6 (шесть) позиций службы не хотят подвинуть в соответствии с ГОСТом – с целью оставить возможность обирать людей».

Леонид Афанасьевич, а ведь не зря копья ломали: лед-то тронулся! На квартале остались всего-то шесть «неуставных» знаков из первоначальных пятнадцати. Я, граждане, ознакомился с теми знаками, что регулируют движение ныне.

Вот начало улицы Володарского. На столбе удобно расположился знак 3.27 «Остановка запрещена». Но справа и слева, сколько глаз глядит, приткнуты к бордюру тачки. Вдоль улицы похаживает старший лейтенант с полосатой палочкой. Никого не штрафует. А ведь, казалось бы, озолотится казна, коль сумма штрафа составляет 3000 рублей. За процессом несения службы офицером службы движения мы наблюдаем вместе с полковником Российской армии в запасе. Делюсь с ним своими сомнениями. Товарищ громко и раскатисто хохочет:

– Да придерись старлей к «постояльцам», так немедленно будет разжалован в рядовые и отправлен на Восточный фронт! – образно поясняет полковник. – Видите «прицеп» к знаку?

Вижу. Значит, «Остановка запрещена» и ниже приписка на табличке черным по белому «Кроме транспорта ГУВД». Знак нестандартный, то есть неправомерный, потому что не указан в ПДД Российской Федерации. В принципе можно подавать иск на нарушителя. Ведь наказывают за изготовление фальшивых справок и дипломов. А кто будет это дело рассматривать? Рядышком со зданием ГУВД другие конторы, и, естественно, липовые фишки «Кроме транспорта суда», «Кроме транспорта РУ ФСБ».

А что? Весьма политкорректно выразился философ Михаил Жванецкий: «Что охраняешь, то имеешь. Ничего не охраняешь – ничего не имеешь». Магазин – для продавцов, театр – для артистов. Да я, автор этих строк, и сам такой: так как пишу заметки для газеты, то первым их и читаю. Из газет же узнаю не очень приятные сведения. Ну, например, что ежегодно в нашей стране в ДТП погибают более 30000 граждан, еще совсем недавно думавших о светлом будущем. Знатоки утверждают, дескать, 70% аварий случаются по причине неудовлетворительного состояния или отсутствия дорожных знаков.

Я ничего не имею против полицейских и «фээсбешников», ставящих машины у собственных офисов. Я даже приветствую: правоохранительные органы используют личные авто, частный бензин для поимки воров и жуликов, убийц и бандитов, в конце концов, шпионов. Разве подпустит тебя близко шпион, если напугать его служебным автомобилем с синей наклейкой по бортам и с мигалкой на крыше? Нет вопросов. Честный вариант: вместо знака «Остановка запрещена», «кроме и т.д.» поставить знак «Р» – место стоянки. Ведь, если разобраться, машины находятся тут не какие-то 5 минут, а весь день.

Но и с «Р» попадете впросак. Будьте любезны, знак «Р» с прицепом «Только для клиентов цветочного салона «Цветкофф». Вот. Десять раз вы останавливаетесь на этом месте, так как заезжаете за букетом для милой дамы. В одиннадцатый раз «притыкаетесь» по привычке, а розочек не покупаете – и вы уже не клиент. Гаишнику пофиг, он такого знака знать не знает. Но выбегает из салона шкафообразный сотрудник службы безопасности и наезжает на вас. Вы начинаете возбухать. На месте происшествия, как черт из табакерки, выскакивает наряд полиции. Далее ситуацию комментирует известный в Тюмени адвокат Вячеслав Дудин.

– Скорее всего, полиция поддержит бойца службы безопасности. Вас, как возмутителя спокойствия, доставят в отделение, составят протокол, наложат штраф. Благодарите Бога, если дело обойдется без бутылки из-под шампанского.

Господи, весь город заполонен сими «Р» с прицепами! Банки, магазины, конторы! Все для клиента! Что, рядовой автомобилист, он не клиент?!

Зададимся вопросом: хорошо – когда висит знак, или замечательно, когда его нет? Все относительно. Анекдот с бородой. Новоиспеченный сержант ДПС не идет за получкой. Его стыдят. «Я предполагал, раз мне вручили знак «Кирпич», то мне больше ничего не полагается», – оправдывается служивый.

Сами понимаете, сказка. Но не без доли истины. Автор едет за рулем на работу. На пересечении улиц Циолковского и Профсоюзной регулируемый светофорами перекресток. Но вчера висел знак «Движение налево запрещено», надо было ехать дальше к мосту, к разрыву, снова возвращаться к светофору. Водители, как правило, игнорировали предписание. А там, в кустах за пивнушкой, – граждане в погонах. Вот и сегодня сержанты тормознули с десятка полтора машин. Я в головной части. Слышу и вижу разбор «полетов».

– Нарушаем, – говорит служивый моему собрату по несчастью, – с вас штраф. Как это нет знака? Колян, посмотри!

Партнер по бизнесу обходит стояк и докладывает, чуть не плача:

– Нет его, растаял, холера…

081-2-3Ясно, нас стопарнули явно не гаишники. Эти-то знают, что знак снят по приказу свыше. Возможно, ребята из ведомственной охраны. Но факт давнишний, в милицейскую пору. Потому что теперь полиция: иные люди, иные воспитание и образование… Зарплата выросла кратно. Короче, после реформы наших уважаемых органов от 1 марта 2011 года порочных недоразумений не может быть, потому что не может быть никогда.

Насчет отсутствующих знаков. На трех улицах заметил лишь один момент. Когда выезжаешь с Максима Горького на Советскую, за «Гудвином» пошло примыкание. С одной стороны есть знак «Главная дорога», с другой, увы, пустой стояк. Дедок, постоянно гуляющий в районе славного торгового центра, пояснил:

– Данный стояк на минувшем празднике 8 Марта использовался для несения на его штыре портрета женского исторического лица.

Мужичок, хотя и моего возраста, не отличает Екатерину Великую от Екатерины Фурцевой. Ладно, личности на столбе уже нет, но налицо предпосылка к ДТП: пока несущиеся навстречу друг другу гонщики выяснят, кто кому обязан уступить дорогу, машины уже будут дымиться… С 8 Марта сколько времени прошло, а закон обязывает восстановить знак в течение одних суток.

Но автор продолжает бродить по центру областного центра. В поисках интересных объектов культуры. Нашел. В апреле 1918 года выдающемуся революционеру П. Хохрякову поручили наладить телефонную связь для Революционного штаба Западной Сибири. В связи с этим Павел Дмитриевич повелел местным товарищам вкопать столб. Позже революционер погиб в борьбе с белыми. А столб стоит. Правда, подгнил и похилился. Но славный объект в последующие годы неоднократно укрепляли железобетонными конструкциями. Хотя экслюзив не в этом. Держитесь! На столбе висят два знака: сверху – «Пешеходный переход», чуть пониже – «Движение пешеходов запрещено». И которому верить?

Граждане недоумевают. Наверное, тут пешему делать нечего. Но вон оборудован светофорный объект с сигналами для пешеходов. В сей момент не мигают. Мало ли что! Светофоры в городе глючат под влиянием нечистой силы – так вполне серьезно комментирует местный телеканал, сам видел не раз. Чего уж, перекрестились – и одолели перекресток. Попали под колеса: ясно ведь, Бог дал – Бог взял.

Но данная достопримечательность в виде дряхлого столба стоит не там, где положено. Объект и должен располагаться на улице имени П. Хохрякова. Ну, особых огрехов автор здесь не приметил. Разве что знак направления: на трассе с односторонним движением «стрелка» отсылает водителя на «встречку» – а это, по статистике, самая главная причина большинства ДТП.

Читатель, чувствую, настроился следовать принципу «лучше меньше, да больше». И правильно. За отсутствующие дорожные знаки не наказывают никого. А вот за лишние знаки, да, выпорют – для красного словца сказал. За последнее столетие в России суд «определил меру» лишь майору Алексею Заеву из города Муравленко (ЯНАО). Сей служивый распорядился выставить на трассе Сургут – Салехард 26 «ненормативных» знаков. В итоге на 26 водителей составлены протоколы, 11 соотечественников лишились прав. А остальные десять – что, откупились?

Кстати, наш герой Л. Бородин тоже ведь пострадал из-за нестандартного знака. Товарищ игнорировал временный информационный знак 6.17 «Объезд дороги». Леонид Афанасьевич с двумя высшими образованиями посчитал себя грамотнее сержанта. Понятно, стал качать права – и прощай, водительское удостоверение. Так как земляк в последнее время работал таксистом в транспортной конторе «Олимпия», то остался без работы. Кормиться надо – продал тачку. Затем и без квартиры остался. Как не понять озлобленность товарища. Он даже отказывается принять права из «этих поганых рук».

Получается, что Л. Бородин полностью прав. Держу перед собой депешу начальника областного Управления ГИБДД Г. Лоточкина, адресованное герою. И там фрагмент: «Сообщаю, что работы по переустановке знака 6.17 «Схема объезда» выполнены. Дорожный знак переустановлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004…». Тогда надо реабилитировать Леонида Афанасьевича! Потому что по статье 227 КоАП имеется состав правонарушения, так как знак установлен с нарушением действующих правил. То есть нет объективной стороны нарушения со стороны Л. Бородина, поскольку действия водителя не нарушают установленные правила. Извините за дурацкий текст в абзаце, но, увы, в юриспруденции всегда так.

Возможно, перед земляком извинятся. Хотя едва ли. Мы же все вместе взятые воспитывались не в институте благородных девиц…

Но вернемся на грешную землю областного центра. Записал себе в блокнот некоторые огрехи. Вот знак «Стоп-линия» установлен не на отдельном стояке, а присобачен к светофорному столбу. По стандарту положено 3 метра отступа, чтобы водитель случайно не заехал на «зебру». Столбика пожалели – однако человеческая жизнь куда дешевле. Далее знаки и различные рекламные фишки вплетены в единый венок. Замечаю фишку «Уступи дорогу» ниже плинтуса.

С начальником отдела Тюменского филиала Федерального управления автодорог «Урал» А. Шпуровым обсуждаем такую ситуацию: крадут знаки, уродуют. ДТП случилось на перекрестке автомагистралей 1Р-402 и Шадринск – Исетск – Ялуторовск – Ярково. Злоумышленник увел знак «Движение без остановки запрещено». Люди пострадали. Кстати, коль скоро пострадавших нет, то авария в статистику не попадает. Совсем недавно «редиски» закрасили знаки «Обгон запрещен» на значительной части трассы международного коридора Берлин – Владивосток.

Ловят злоумышленников. Автор присутствовал на суде в Ишиме. Государственный обвинитель потребовал для преступника, обчистившего в плане знаков только что сданную в эксплуатацию магистраль, 10 месяцев лишения свободы условно. Суд определил нечестивцу 6 месяцев условно. Прокуроры исходят из стоимости железа.

– Если бы у судьи кто-либо из родственников пострадал из-за отсутствия знака, – пытается сформулировать мысль начальник отдела А. Шпуров.

Боже упаси, нельзя так говорить. Но можно порассуждать. В Сингапуре недорослю из США Майклу Фэему пришла в голову идея уворовать знак. Поймали. Местный суд был справедлив, хотя американский президент просил сингапурского коллегу спустить дело на тормозах. Спустили. Но штаны хулиганистого янки. Там у них закон таков: за похищение и повреждение дорожного знака полагается битье бамбуковыми палками в общественном месте, а затем – в тюрягу на 6 месяцев. Там, в Сингапуре, правят бал малайцы. Дикари. Никакой цивилизации.

081-3-1Когда автор поставил эту точку, мне позвонили: в Ишиме на федеральной трассе опять установлено хищение. Жулик известен. Дело передано в суд. Оно еще не рассмотрено. На днях рассмотрят. И что? Бамбуковые палки в Сибири не растут…

За знаки в нашем граде отвечают Тюменский научно-технологический и проектный институт транспортной инфраструктуры, городской департамент дорожной инфраструктуры и транспорта, областное управление ГИБДД. Со многими руководителями автор знаком довольно близко. Боюсь, после публикации этого материала господа перестанут здороваться со мной. Посему спешу успокоить. Являясь спецкором отраслевого журнала по Уральскому федеральному округу, смело заявляю: лучшего города, чем Тюмень, в плане технических средств организации дорожного движения в близлежащих регионах нет. Потому и обидно за отдельные огрехи.

…Тюмень давно переплюнула Москву по количеству автомобилей на каждую тысячу жителей. Областному центру нужны новые парковочные места, транспортные развязки в двух уровнях. Но это уже совсем другая история.


6452