Судя по засилью свадебных кортежей на улицах, в Тюмени стремительно исчезает популяция холостяков. Впрочем, перерастет ли количественный показатель брачующихся в качественный – большой вопрос. Многие из них так и остаются в нашей памяти молодыми семьями, поскольку количество разводов тоже растет в геометрической прогрессии.
К слову, для этого события не заказывают «хаммер» с ленточками и пыльными мишками на крыше. А что? Было бы весело: лимузин, бывшая супруга в нарядном платье с вавилоном на голове и экс-супруг в костюме и с шампанским! Вот это высокие отношения! Там, глядишь, и чувства вспыхнут с новой силой! А так, все скучно и грустно – ругань, слезы, претензии, дележ имущества и детей. В общем, развод.
Давайте рассуждать честно и без обиняков, называя вещи своими именами. Мы – форменные лентяи.
Если вторая половинка не оправдывает наших ожиданий, то супруг автоматически становится «козлом», а супружница – «стервой». И что делает современная молодежь в этом случае? Просто меняет одного человека на другого в надежде, что за соседним забором трава зеленее. Впрочем, есть еще один вариант – помощь психолога. Он все расставит по полочкам, наведет душевный порядок и выдаст длинный список советов, как жить дальше. Другой вопрос, насколько ценны и действенны будут эти советы, и не разрушат ли они окончательно семью? Ведь хорошего психолога, равно как и врача, пойди найди! А может, справиться своими силами? Как там в стихах: «Сдвинуть горы, осушить моря». Но это возможно только тогда, когда между супругами есть хотя бы что-то, что напоминает любовь, а не только совместное имущество, бизнес, ипотека и дети. Читая книги по психологии, упускаем из виду главное: семья – это работа. Ежедневный тяжелый труд до седьмого пота ради общего блага. Другое дело, что в этот процесс должны быть вовлечены оба супруга, иначе все теряет смысл, и такая семья, действительно, обречена.
Впрочем, зачем же я так цинично. Бывает и наоборот, бывает такая жизнь, когда – один раз и навсегда вместе, как говорится, до гробовой доски. Пожалуй, у каждого из нас есть хотя бы один пример семейного долголетия. Вот и меня недавно пригласили на свадебный юбилей. Петр Николаевич и Анна Егоровна прожили бок о бок, страшно подумать, шестьдесят лет!
В сущности, разница между современными парами и этой пожилой четой глобальна, но в то же время их семейные проблемы мало чем отличались от нынешних. Какие шторма могли сотрясать их лодку? Измены, внебрачные дети, маленькая или, наоборот, очень большая зарплата, лень, отсутствие своего угла, вопросы гендерного неравенства, теща-свекровь, алкоголь и так далее по списку. Уверена, хлебнули этого сполна. И ведь выплыли! Как так? Кто-то скажет, время было другое. И будет отчасти прав. С другой стороны, уйти от опостылевшей второй половины никогда не поздно – дети выросли, всевидящее партийное око померкло, на мнение общественности после того, как ты разменял шестой десяток, уже становится, в сущности, плевать. Значит, есть в этой семье что-то еще, что держит вместе этих двух людей.
Однажды на заре своего супружества мне попалась книга какого-то заморского психолога с советами о том, как сохранить брак. Честно проштудировала сей труд от корки до корки. Из чего вынесла длинный список советов а-ля Капитан Очевидность: никогда не ходи перед мужем в халате; не замалчивай свои проблемы, обсуждай их; почаще отдыхайте вместе; позволяйте второй половине полноценно общаться со своими друзьями и т.п. А вот на вопрос, когда, а главное, почему еще недавно любимый муж превращается в козла, а жена – в мегеру, и как вернуть второй половине первоначальный привлекательный образ, автор бесполезной брошюрки ответов, видимо, и сам не знал. Об этом я надеялась узнать у бриллиантовых юбиляров.
Анна Егоровна и Петр Николаевич, честно говоря, представляли собой интересную картину. Ему девяносто с хвостиком, ей года на два поменьше. Морщины, вставные челюсти, залысины и в довершение картины – глухота. Но они сидели за богато накрытым столом, как два голубка, держались за руки, ухаживали друг за другом.
– Вы столько лет вместе прожили, поделитесь секретом семейного счастья? – кричу в ухо юбиляру. На третий раз он понимает, чего от него хотят, и совершенно серьезно отвечает:
– Конечно, есть секрет, я сгульну, а Анька мне половником по лбу!
Анна Егоровна кивнула и сказала:
– Главное – терпение и понимание.
Минут через пять, когда супруг удалился, она поманила меня пальцем и, хитро улыбаясь, шепнула:
– Внучка, все у нас было: и обиды, и измены, и драки. Крови он мне выпил, шельмец. А выгоню его, так сердце неспокойно. Дня два помучаюсь и зову обратно. И мириться-то как сладко было. Хотя я ведь тоже не без грехов была, убила бы меня на Петрушином месте. А про половник-то он правильно сказал, я ведь все слышала, только прикидываюсь, что глухая.
Вот такой ценный опыт. Любите друг друга!



