По словам известного киногероя, сила в правде. Но, как известно, у правды две стороны. Недаром говорится: «У каждого своя правда». Почти философская категория… О государстве философствовать можно сколько угодно, и многие это с удовольствием делают. На мой взгляд, истинный облик государства определяется экономическими, социальными, нравственными категориями. Умная их реализация формирует достойные имидж и суть государства. В каком состоянии пребывает оно сегодня? На этот вопрос ответили столичные эксперты. Это их точка зрения, их правда, которую можно разделять или не разделять. Я думаю, экспертиза удалась. А как вы считаете, уважаемые читатели? Ждём откликов на статью.
– Треть или даже половина поручений Президента РФ не исполняется. Пока так будет – не будет в стране демократии, – заявил на «Губернаторских чтениях» в Тюмени приглашенный для участия в мероприятии гость из Москвы – доктор политических наук, главный редактор журнала «Полития», профессор Высшей школы экономики Святослав Каспэ.
С основным докладом на тему «Потенциал государства и демократия» выступил коллега профессора – главный редактор журнала «Эксперт», директор Института общественного проектирования, член Общественной палаты Российской Федерации, президент общероссийской организации работников СМИ «МедиаСоюз» Валерий Фадеев. В этой статье также приведены выдержки из выступления эксперта на заседании «Столыпинского клуба» в Тюменском технопарке.
– Продвинутая часть нашего общества считает: чем больше демократии, тем лучше. Такое мнение сформировалось в перестроечные времена и остаётся до сих пор. Похоже, что это очень серьезная ошибка, – начал большой разговор с тюменской аудиторией известный эксперт в области общества и государства. Чтобы доказать это, он использовал модель известного американского исторического социолога Чарльза Тилли.
– Настоящая демократия присутствует в дееспособном государстве, то есть умеющем ставить и решать серьезные задачи. Чем эффективнее это делается, тем дееспособнее государство. Россия всегда была сильным государством, но это не означает, что оно дееспособно, – констатировал Валерий Фадеев. Привёл примеры. Государство слабое там, где капитал сильнее государства. В Европе – это Голландия. В Германии – наоборот, поэтому там сильное государство.
По словам эксперта, траектория слабых государств характерна для многих стран постсоветского периода. «Демократия более или менее плюс внешний патронаж – эта идея присутствует в России, сильна на Украине. Думают: «доползти» до Евросоюза – и будут счастливы». Как бы не так.
Быть сильным – это здорово. Но у сильного государства есть проблема, она в том, что «другие государства недотягивают до него». Эксперт «вычертил» историческую траекторию России за последнее двадцатипятилетие, упомянул о математической «теории катастроф», которая практически коснулась нашей страны. И в «эпоху Горбачева», и во времена Ельцина она оставалась сильной, но недееспособной. Иначе не возникло бы перестроечных проблем и фактического краха. При Ельцине все говорили о демократии, но «на самом деле её уровень снизился. Московское руководство, например, получило неконтролируемые полномочия и даже независимость от городской Думы. Начался передел собственности, который интересы населения не учитывал вообще. Приватизация уж точно не была демократией. Общественное движение привело к расстрелу парламента. Только изощренный ум может назвать это демократией. Снижение дееспособности и демократии продолжалось далее». Это поражение в Чечне, зависимость от внешних финансовых институтов. Небольшое число предприятий сконцентрировало в своих руках финансовые и другие активы – сформировалась олигархия.
Со всем этим страна пришла в 1999 год. Началась «эпоха Путина». А с нею и рост дееспособности государства. Валерий Фадеев аргументирует это следующим. Владимир Путин ответил сепаратистам в Чечне, правда, ценой большой крови. Была проведена мощная правовая реформа, местные законы привели в соответствие с федеральными. Олигархия, которая «думала, что капитал сильнее государства, была «поставлена на место». Ходорковский оказался в тюрьме. Путин разгромил «теневой центр силы», «региональных баронов» – Совет Федераций. Была упрощена партийная система». Всё это эксперт назвал «демократическими действиями», и «всё это привело к огромному росту капитализации компаний и экономическому росту страны». Однако по поводу демократии мнения разные – одни говорят: её стало больше, другие – меньше.
Сегодня предстоит бороться с автономными центрами негосударственной силы – в ряде регионов сложился конгломерат бизнеса и местной бюрократии, что препятствует притоку новых игроков на рынке, отметил Валерий Фадеев. Стратегические инициативы «сверху» трудно продвигаются «на местах». К примеру, собственники региональных электросетей против строительства новых, «выжимая» из старых «всё возможное» и невозможное. Те, кто отвечает за инновации в Москве, тоже против – ждут, когда государство выделит на эту работу деньги. Аналогичная ситуация в отрасли ЖКХ. Инновационные компании готовы изготовить и положить по всей стране современные трубы, но им не дают это сделать. По рекомендации Путина, можно было бы выпустить облигации «на местах», чтобы уменьшить бюджетное финансирование на прокладку новых труб, однако противники «тормозят» процесс. Как сказал эксперт, когда докладывают об инвестиционном развитии в нашей стране, приводя «хорошие цифры», то это профанация. Неправильная статистика.
Один из тормозов развития и продвижения инновационных технологий – бюрократическая система согласований и получения разрешительной документации, особенно на столичном уровне. Об этом новаторы в регионах говорят постоянно. И у нас, в Тюмени, не молчат. Но всё без толку. Хотя, заметил Валерий Фадеев, ни в одной из множества стран нет такого культурного поля для инновационного развития экономики, как в России. Помимо бюрократии, есть и другие препоны. «Вспахать» это поле мешает слабая индустрия.
– Надо развивать промышленность. Пока же ситуация похожа на депрессию. Драма в том, что всем всё равно. Даже не могу сказать, кто виноват. Если не будем налаживать промышленность, все наши инновации через «Сколково» уйдут за границу. Сравните, добавленная стоимость на душу населения в год в Швейцарии, которая практически ничего не производит, – 11 тысяч долларов, в США – около шести тысяч, в России – тысяча двести долларов, – констатирует Валерий Фадеев. – Роль гражданской активности (причем позитивной; любые негативные действия разрушают дееспособность государства) в этом вопросе и в вопросе продвижения инноваций очень высока. Общественным организациям, в большей степени «Деловой России» и «Опоре России», необходимо лоббировать интересы малого и среднего бизнеса. Очень многое будет зависеть и от общественных экспертов, и от финансовых аналитиков.
Эксперт такого уровня не мог не «пройтись» по инфляции. По его словам, уровень текущей инфляции в России составляет всего 3-5 процентов. Как в Европе. Только процентные ставки в банках далеко не европейские. Кредиты должны быть доступными. И это прямое следствие финансовой политики, которую проводит Центробанк. Кто-то должен начинать об этом говорить. Например, «Деловая Россия», вновь обратился к общественной организации предпринимателей Валерий Фадеев. К вопросу о лоббировании. Эксперт считает, что делать это надо по всем направлениям, «уметь использовать имеющиеся инструменты, убеждать государственных контрагентов, там очень много адекватных людей». Многие беды предприятий «от недоверия, на Западе другой уровень доверия», добавил Валерий Фадеев. Он также уверен, что ставку сегодня надо делать на средний бизнес, «у него дух не грабительский, он подтянет малый бизнес – тогда страна начнет меняться. Сегодня малое предпринимательство государству уже неинтересно. Другое дело этот бизнес «на местах» – кафе, рестораны, парикмахерские…Они играют социальную роль, поэтому требуют внимания местной власти. Также нужны мощные проекты, которые оказывали бы влияние на сопряженные отрасли. Яркий пример – олимпийский проект в Сочи».
Московский гость затронул и идеологическую тему. На его взгляд, в большинстве своём политические партии неадекватны, исключение составляет «Единая Россия».
– По-настоящему мощное политическое движение было в девятнадцатом веке. Вот где источник силы! – восклицает общественный деятель Фадеев.
Рассказал он и о результатах мониторинга последних политических событий, связанных с выборами, «нарисовал» «портрет» тех, кто «против Путина»:
– Честно говоря, выборы в Государственную Думу не вполне удачно проведены. Много нареканий в регионах, протесты в Москве. Затем была победа Путина с очень высоким процентом голосов. Тех, кто «против Путина», – от пятисот тысяч до миллиона человек: очень активная аудитория, с жёсткой, бескомпромиссной позицией. Все эти активисты «сидят» в Интернете. Но очень важно, кто на самом деле является активистом. Реальных, то есть активных блогеров, – около тысячи, комментаторов – десять тысяч, несколько сот тысяч человек это читают. Вот такой расклад… И не надо паниковать! Уличные митинги – составная часть любой демократической системы. Не стоит бежать и исполнять то, что они предлагают. Это их позиция. У государства тоже есть позиция. Кто-то говорит: «Народ хороший, но не знает. Надо ему рассказать…». Я заявляю: «Народ всё понимает. Любое короткое интервью с теми же тюменцами умнее высказываний многих моих московских коллег».
Как мэтру отечественной журналистики, Валерию Фадееву есть что сказать и собратьям по перу:
– На мой взгляд, московские СМИ являются самыми свободными в мире. Большое количество средств массовой информации абсолютно независимы от государства. Недаром «Эхо Москвы» Путин назвал «штабом революции». Что касается создания общественного ТВ, то это не решает проблему. Уже появились списки – те же самые лица... Зачем создавать социальную напряженность! Другое дело – регионы. Именно здесь надо формировать общественное мнение, ведь здешние СМИ находятся под контролем или местной власти, или крупного капитала. Нужно создать общественный совет: деньги на издание будут бюджетные, а контроль – общественный. Поверьте, хуже не будет. Критический взгляд СМИ может оказать существенную помощь в развитии регионов.



