Соседи

Что мы знаем о тех людях, которые живут рядом с нами на одной лестничной клетке, в одном подъезде, в одном доме? Зачастую жители городов не знакомы с соседями.

Что поделаешь – это дань нынешнему времени, суматошному веку, практически лишенному сантиментов. Порой самыми известными личностями среди жильцов становятся лишь беспокойные квартиросъемщики: должники, алкоголики, шумная молодежь. И мы даже не догадываемся, что за стенкой живет, к примеру, талантливый художник. Или пожарный, спасший сотни жизней. А то и обычный, но очень добрый человек. Но ведь так не должно быть. Поэтому «Тюменская правда» объявляет конкурс, в рамках которого предлагает своим читателям рассказать о своих соседях по дому или по даче. Письма и фотографии вы можете присылать на адрес редакции с пометкой «На конкурс». Не забывайте указывать ваше имя и номер телефона.

Аля САЗОНОВА
Евгений КРАН
/рис./

Дружба между городами

Ольга и Наталья – землячки, но познакомиться им довелось только в Салехарде, куда обе приехали по распределению после учебы. Жили в общежитии через комнату. Но дружба не складывалась, да и некогда было. Работы много, климат, по сравнению с родной, но такой далекой Тверью, – ужасный, да и тоска по родительскому дому донимала в первое время так, что не до знакомств. Обе признаются – тяжело привыкали к новому месту. Но ничего, время быстро расставило все по своим местам. Девчонки привыкли к северным морозам и крепко полюбили свою вторую родину. Здесь, среди снегов, нашли свою любовь, одна за другой вышли замуж, родили деток.

Ольга до сих пор помнит, какую необыкновенную радость испытала, когда ей вручили ордер на квартиру. Наконец-то, после долгих лет ожидания и скитаний, у ее семьи есть свое жилье, да еще такое просторное. Но каково же было удивление, когда возле вожделенной двери она увидела Наталью с мужем и детьми. После недолгих препирательств выяснилось, что им тоже пообещали жилье, причем именно ту квартиру, которую только что отдали Ольге. Конечно, женщины не на шутку повздорили в тот день. Но вскоре ситуация прояснилась. Оказалось, что Ольге выделили жилплощадь этажом ниже, просто перепутали номера. Смущенные землячки встретились на улице и долго извинялись друг перед другом за свою горячность. В итоге вечером обе семьи собрались за накрытым столом и заочно отметили новоселья. Так началась эта дружба, которая длится уже почти тридцать лет.

Что только не случилось за эти долгие годы! Но подруги всегда поддерживали друг друга не только в обычных горестях, но даже в самых страшных испытаниях. Когда случилось Наталье тяжело заболеть, именно Ольга по всему разваливающемуся Союзу искала лучших врачей, собирала деньги на дорогостоящие лекарства и всячески успокаивала соседку. Наталья в свою очередь буквально вдохнула жизнь в Ольгу, когда та оказалась на грани развода с мужем. Но вот дети выросли, разлетелись, как сильные красивые птицы, по разным уголкам России. Настала пора подумать о себе. Как известно, Север здоровья пенсионерам не добавляет, вот и наши героини решили сменить место жительства. И как ни тяжело было покидать им ставший любимым Салехард, но все же пришлось. Однако горше отъезда было то, что подруги вынуждены были расстаться. Наталья отправилась поближе к старшему сыну, в Подмосковье, а Ольга – к мужниной родне, в Омск. Но дружба на этом не закончилась. Протянулась крепкая нить между городами. Сначала летали вереницы писем, потом появилась возможность общаться через Интернет. Однако, несмотря ни на что, хотя бы раз в год подруги встречаются. То в Подмосковье принимают дорогую гостью, то Наталья спешит в Омск.

Знакомых и даже приятелей можно и на новом месте найти, но вот настоящую подругу судьба дарит всего один раз в жизни, уверены женщины.

Знакомство может спасти жизнь

На одной лестничной площадке мы жили с тихой старушкой. Каждый день встречались, здоровались. Не раз я помогала соседке донести сумку до квартиры или заносила ей счета за коммунальные услуги, но так и не познакомилась с ней. Не знаю, почему. Наверное, все время куда-то торопилась. А знакомство с пожилыми людьми суеты не терпит, оно пахнет пирожками и чаем с мятой. Поэтому о том, каким человеком была Лариса Витальевна Шанко, мне довелось узнать лишь после ее смерти (от инфаркта). Оказалось, и на фронте она побывала, и стихи писала, и пела, и рукодельничала. Беда случилась в августовское погожее воскресенье, когда практически все соседи были на даче. Никого не смогла дозваться бабушка на помощь, а ко мне почему-то не постучалась, хотя знала, что я дома. Видимо, постеснялась. Ведь мы вроде как незнакомы.

– Она стеснительная была, никого старалась не утруждать просьбами лишний раз, тем более чужих людей, – рассказала ее дочь.

С тех пор я стараюсь общаться с соседями. Быть может, кому-то простое знакомство спасет жизнь.

Жил-был солдат

Олег Павлович Ордынка, мой сосед по старой квартире, – отставной военный. Пышными, почти чапаевскими, усами, густым баритоном и выправкой он похож как минимум на генерала. Кстати, так его все и называли.

Ордынка не обижался, а, похоже, даже гордился таким прозвищем. Он довольно улыбался в усы и, смоля сигареткой, говорил:

– Нехай называют, какой же солдат не мечтает стать генералом. Главное, чтобы в звании не понизили.

На самом деле служил он прапорщиком, а жена его, Маргарита Ивановна, имела удивительное хобби – собирала анекдоты про прапорщиков. По ее словам, в коллекции имелось уже больше трех тысяч экземпляров, правда, верить этому или нет, каждый решал сам, поскольку пересчитывать анекдоты никто ни разу не вызвался.

Жили они в этом доме почти пять лет. Приехали когда-то с Вологды, да так и осели в Екатеринбурге. Дочерей здесь родили, выучили и замуж выдали.

Юморного и острого на язык Ордынку знал весь двор. Его любили и уважали. Кстати, было за что. Руки у него золотые. Что кому починить-прибить нужно, все бежали к Генералу. Или вот, к примеру, растаял снег во дворе. Жители ходят, ругаются, клеймят дворника позором. Но взывать к совести дворника бесполезно, поскольку место его было вакантно. В ЖКХ на все упреки предложили только один вариант – провести субботник. Естественно, предложение отклика в сердцах народных масс не нашло, а потому так и повисло в воздухе, но... Спустя несколько дней, возвращаясь с учебы, я наблюдала удивительную картину. Все соседи, вооруженные кто ведром, кто лопатой, кто граблями, наводили лоск во дворе. Улыбались и казались вполне довольными жизнью. Больше всех суетился Генерал, попутно успевая своим зычным голосом командовать двумя рослыми лоботрясами – шестнадцатилетними парнями с первого этажа.

Захваченная всеобщей эйфорией, я захожу домой, переодеваюсь и бегу обратно, искренне надеясь, что еще успею набить мусором пару огромных полиэтиленовых пакетов.

Когда все закончилось, спрашиваю у соседки, в честь чего народ вдруг вышел на субботник, а она отвечает:

– Это Генерал всех организовал. Кого шуткой уговорил, кого пристыдил. Он же у нас такой мужик, командир, одним словом.

И еще один факт из жизни Ордынки. Его никогда никто не видел выпившим. Наоборот, местные любители зеленого змея боялись Генерала как огня. Если поймает кого на лавочке с пивком, такую лекцию прочитает, что потом долго пенный напиток в горло не полезет. Но однажды весь двор наблюдал, как Генерал, сильно пошатываясь, брел к своему подъезду. От удивления мало кто заметил, что одет он был не как обычно – в гражданку, а в форму, и его могучую грудь украшают медали. Потянулись вереницы особенно любопытных к Маргарите Ивановне узнать, что за беда приключилась, может, чем помочь. Вот тут-то и выяснилось, что Генералу довелось вдоволь нахлебаться горя в Афганистане. Однажды его роту полностью уничтожили, один он в живых чудом остался. Тяжелораненого подобрали свои и насилу выходили. С тех пор каждый год в этот день поминает он погибших товарищей. Обычно у сослуживцев остается, а тут домой потянуло. Вот и «прославился». Конечно, после этого случая к Генералу долго еще приставали, мол, расскажи, что да как. Он только хмурился и отмахивался в ответ.

С миру по нитке

История эта случилась лет пятнадцать назад в одной из деревень Свердловской области. Лето в тот год стояло сухое и невыносимо жаркое. Самое пекло выпало на время сенокоса. Почти все взрослые ушли на луга. Многодетная семья Николая и Светланы Мартыновых исключением не стала. Без скотины на селе пропадешь, особенно если у тебя десять едоков дома. Старших ребят родители забрали с собой на подмогу, а средних братьев оставили присматривать за малышней. Мальчишечки были не особенно послушными и решили схитрить, мол, куда мелочь со двора денется, что за ней приглядывать, и тихонько сбежали к соседскому Ваньке играть в самодельные карты на щелканы. Так прошло несколько часов, а когда почуяли неладное, было уже поздно.

Выскочив на улицу, увидели, что горит родительский дом. Что делать, куда бежать, где искать малышей? Парнишки заметались по улице, а потом стремглав припустили к председателю. Дом отстоять не удалось. Огонь сожрал его буквально за несколько минут. Чудом спасли соседские постройки. Но главное горе было не в том, что сгорело жилье, – нигде не могли отыскать маленьких сорванцов, которые решили поиграть со спичками. Нашли их только к вечеру в сарае на краю деревни. Малыши спали в обнимку. Говорили, что испугались огня, поэтому спрятались. «Живые!» – пронеслась по деревне радостная весть.

Мартыновы потеряли при пожаре все свое нехитрое имущество. Малышня и вовсе осталась в одних рубашонках. Всей деревней несли погорельцам вещи: одежду, обувку, домашнюю утварь, одеяла, подушки, игрушки и книжки. На время их приютила бабушка, а местные жители начали собирать средства для строительства нового дома для семьи. Вот так, с миру по нитке, и вырос дом краше прежнего. Плакали Николай и Светлана, горячо благодарили всех односельчан за помощь.

И поныне стоит этот дом, часто собирается в нем все огромное семейство. И до сих пор не устают говорить спасибо односельчанам.


6133