Сохранение киноархива ГТРК «Регион-Тюмень» – забота общая
Меня недавно очень порадовали мои коллеги-телевизионщики с ГТРК «Регион-Тюмень»: в «Вестях» был показан сюжет Ольги Ломакиной, в котором сегодняшние взрослые уже люди, члены многодетной семьи Рембе, смотрят кинокадры, снятые тюменским телевидением 30 лет назад. Тогда это был репортаж о том, как они встречали из роддома свою маму Марию Александровну с 13-м ребенком, братиком Романом! За прошедшие годы семья разрослась, у тех детей давно уже свои семьи, и все живут дружно, огромным трудолюбивым кланом… Сюжет получился очень теплый!
– А это было так, – рассказал мне Анатолий Дмитриевич Михеев, который сейчас работает в видеотеке телерадиокомпании. –Вдруг звонок: «Здравствуйте, в 81-м году нас снимали на кино. Рождение моего брата. У вас не сохранилась эта пленка?» Пообещал посмотреть. И правда, сохранилась, даже переписанная в компьютер. Я сразу к Ольге Васильевне. Так и так, рождается новый, интересный сюжет…
А состояться он смог только потому, что в архиве сохранилась та давняя кинопленка. Какие, наверное, богатства скопились в архиве ГТРК за 55 лет работы телевидения! Кинокадры, на которых запечатлены нефтяники, газовики, геологи, строители, врачи и педагоги, – люди земли Тюменской!
– И сколько лет вы «владеете» этими драгоценностями? – с легкой завистью спрашиваю Анатолия Дмитриевича. В ответ он посмеивается, мол, отбываю здесь «наказание» уже пять лет… Конечно, это очень «камерное» занятие – не выезжаешь на съемки, не участвуешь в прямых эфирах… Коллектив службы «Досье» небольшой – три человека. Шеф-редактор Ирина Туринцева, два редактора – Алла Антонова и я. Но тем не менее разбираться в архивах – дело увлекательное, полезное для всех.
На студии Михеев работает с 1973 года, многие сюжеты помнит, ведь это часть его жизни. Телевидение, говорит, запало в душу с детства, когда в доме в далеком 65-м появился первый телевизор «Рассвет». Вспоминает, как в октябре 1967 года смотрели всей семьей фильм «Вы у нас в гостях», посвященный скромному юбилею, десятилетию тюменского ТВ. Впервые тогда зрителям позволили заглянуть на телевизионную «кухню». Анатолий сразу загорелся мыслью узнать, кем и как оно делается, возмечтал попасть в это увлекательное царство. Начала журналистики ему преподали профессионалы: в кружке юных корреспондентов, в районной газете «Ленинский путь», куда начал писать, отсылал свои фотоснимки. Потом закончил технический вуз, на студии работал инженером. Выступал и в роли диктора телевидения, и в роли журналиста.
Киноархив начал формироваться в марте 1965 года, как только телецентр переехал с почтамта на улицу Пермякова (кстати, сначала она именовалась Телевизионной, но недолго). А с 1967 года регулярно стала заноситься в журнал информация о том, какие сюжеты снимались, кем снимались и на чем. Правда, информация очень скупая, например, не указывалось, кто герои сюжета. (Кстати, может, стоило бы провести конкурс: по телевидению показывать сюжет и спрашивать: «Кто эти люди?». Вдруг кто-то узнает себя, знакомых, друзей?..) В 90-х годах киноцех ликвидировали, на смену кино пришла видеокамера. С тех пор рулоны пленки хранятся в старых ржавых кинобанках.Часть архива еще в конце прошлого века начали переводить на современные носители, но как? «Поступили тогда очень опрометчиво, решив сделать жесткий отбор: это – надо, это – не надо, – с горечью рассказывает Михеев. – То есть сохранить из всех съемок за каждый месяц видеоряд на 15 минут. Тогда «оцифровали» с 1967-го по 1990-е годы всего 2988 сюжетов. А за один только 1967 год их было снято 955! Хотя мы не имеем права ничего из архива выбрасывать, потому что его формировали люди знающие. Однажды на вопрос о том, что бы он пожелал молодому поколению журналистов, Сергей Александрович Фатеев прямо и предостерегающе ответил: «Не забывайте, что не вы были первыми…»
Представьте, в работе над каким-то материалом автор вдруг подумает: ах, как жаль, что не сохранились снятые когда-то кинокадры! Так и было. Анатолий Константинович Омельчук и режиссер Эдуард Улыбин делали фильм «Три подвига Александра Быстрицкого». Михеев тогда сказал им: «Есть синхрон героя, я попробую его переписать». Было это довольно сложно, помучился, но получилось. Заговорил с экрана открыватель газовых месторождений Александр Григорьевич Быстрицкий, живой, непосредственный, рассказывающий о своем коллеге, летчике Хохлове. Неповторимый характер, манера говорить… Хотя камера «зажимала», но человеческое оставалось все же. И фрагмент интервью Быстрицкого Омельчук включил в свой фильм.
Нашел Анатолий Дмитриевич среди пленок в старых банках и прекрасный киноочерк о Тобольской косторезной фабрике «Резьба руссов». Кинокадры знаменитого тобольского театра «Теремок», который потом сгорел… Владилен Сорокин профессионально, проникновенно читает текст об истории его создания, можно увидеть внутренние интерьеры здания… Или вот очерк Виктора Семеновича Горбачева «Нумги – значит «звёзды» – о заполярном поселке Нумги, разведочной буровой огромного заполярного месторождения газа…
Если говорить о фонотеке, о звуковом архиве областного радио, то ситуация ведь такая же, если не хуже! Когда решили, что нужно переносить записи на современные носители, повыбрасывали столько – вывозили рулоны тачками! Нам, радиожурналистам, было обидно до боли. Не за себя, за тех людей, чьи голоса, чьи мысли хранились на магнитной плёнке и ещё могли бы быть востребованы. Нельзя допустить, чтобы подобное случилось с киноархивом!
– Грубейшая была ошибка! – поддерживает мои сетования Михеев. – Вот, например, остался киноочерк «400 лет Тобольску». Цветной, прекрасно снятый киноочерк 1987 года! А фонограммы нет, утеряна. Но точно знаю, я слышал радиорепортаж об этом событии! Если бы этот репортаж сохранился на радио, его спокойно можно было бы наложить как звуковое сопровождение на видеоряд, и получился бы прекрасный фильм. Этот симбиоз радио и ТВ очень оправдан. Я эксперимент провел на фильме «Дошли до Тобольска – дойдём до Сургута».
Очевидно, сегодня, в век коммерциализации, в постоянной погоне за новостью, за «сенсацией» не все понимают, насколько важно сохранять старые кинокадры как исторический документ. Или все всё понимают, но руки не доходят, средств нет?
– Ну, вот директор наш понимает, – отвечает Михеев. – Выделил средства на приличный компьютер, камеру, подстегнул дремлющие службы специально для продолжения перезаписи. Не без помощи патриотов телерадиокомпании, таких, как Ольга Васильевна Ломакина. Надо, надо эту работу до конца довести, сделать перезапись всех киноматериалов до последнего метра! Чтобы у моей области была своя история – живая, звучащая, которую можно увидеть.
– Надо киноархив сейчас переписать, потому что… вот видите, в каком он состоянии! – волнуется Анатолий Дмитриевич. – Весна, боюсь, там всё зальет. Где найти спонсора, который дал бы 150 тысяч, хотя бы крышу отремонтировать? У нас была создана комиссия по переносу, по спасению архива, которая так ничего и не решилась предпринять. Официально у нас нет киноархива. У нас даже акта списания всего киноархива нет, зато он есть в наличии. Эти пленки еще ничего, а есть ведь вообще проржавленные банки! Многие фильмы уже погибли, пропали безвозвратно. Я когда прошлым летом начал эту работу, приносил кинобанки домой и сушил пленку. Пока мне удалось восстановить 46 киноочерков и почти 600 сюжетов.
Спрашиваю: «Это входит в ваши должностные обязанности?» – «Это мои человеческие обязанности! Я видел, с каким трудом кинооператоры добывают эти кадры. Видел, какие они измотанные приезжают из командировок, обмороженные, уставшие. Их жизнью, здоровьем добыты эти кинокадры. А труд проявщиц, монтажниц? Я вспоминаю Бориса Шпильковского, Юрия Михайлова, Ангелину Сечко и многих других, которые ночами сидели, чтобы сделать фильм. И как они тряслись над каждым кадром, как берегли каждый кадр синхрона! Это же наигромаднейший труд!
Восстановлением киноочерков, перезаписью кинопленки на современный носитель Анатолий Дмитриевич занимается не только исключительно по своей собственной инициативе, но и в нерабочее время, у себя дома! Сконструировал киноустановку, всё другое, что необходимо для этого процесса, причем с параметрами не хуже профессиональных. Благо, он счастливо сочетает в себе творческий журналистский подход со знаниями и опытом бывшего телеинженера, владеющего всеми тонкостями кино- и видеозаписи.
Фонд собственных киносъёмок тюменской студии телевидения – не только достояние нашего телевидения, это богатство области! И Ямало-Ненецкого, и Ханты-Мансийского автономных округов тоже. Кстати, окружные телекомпании часто интересуются старыми съемками. Поэтому сохранение архива – задача общая. Конечно, сейчас во всё вмешивается коммерция, но, кажется, телерадиокомпания «Регион-Тюмень» никогда не мелочилась, всегда помогала своим коллегам. Телевизионные, радиоархивы не должны лежать мёртвым грузом. Чем больше их будут использовать, тем дольше они будут жить. Киноплёнка на практике оказалась «живее всех живых» современных носителей изображения и ещё долго будет использоваться как документ эпохи.



