Поиски Чудотворного образа Абалакской Божией Матери «Знамение» продолжаются. Напомним читателям, что в прошлом году стартовала региональная акция «Возвращение иконы».
К сожалению, немногие наши земляки живо интересуются историей своего края и знают, что всемирно почитаемый образ Пресвятой Богородицы, находящийся в данный момент в Абалакском монастыре под Тобольском, является одним из списков с древней иконы, утраченной в годы Гражданской войны. Список этот, безусловно, тоже наполнен Божией благодатью и несёт людям помощь и исцеление, но так хочется найти оригинал и вернуть на родную землю.
Священнослужители, журналисты, краеведы, чиновники и просто неравнодушные граждане включились в акцию активно, но всё, что мы можем пока предъявить, – это пёстрая мозаика из разнообразных слухов, упоминаний в архивных документах, случайных фотографий и видеосъёмок. Об этом говорилось на заседании рабочей группы по организации и проведению акции «Возвращение Абалакской иконы». В нём приняли участие директор департамента информационной политики Тюменской области Александр Новопашин, заместитель главы администрации Тобольска Леонид Митрюшкин, председатель городского комитета по туризму Александра Стрункина, наместник Абалакского Свято-Знаменского мужского монастыря отец Гермоген, директор тобольского государственного архива Татьяна Коклягина, а также представители региональных средств массовой информации, наиболее серьёзно занимающиеся этой проблемой.
Пересчитались, перечислили, что сделали за последние месяцы. получилось вроде бы и немало. Основные версии:
икона Тобольск в восемнадцатом году не покидала, а была спрятана: а) на территории самого Абалакского монастыря или рядом, б) в подгорном тобольском монастыре, в) у верных людей;
икона была вывезена казаками перед приходом красных, а потом очутилась: а) в Австралии (эту версию опровергли в 2005 году сами сиднейские священники), б) в Китае, в) в Европе, г) в одном из скитов под Томском.
В принципе, святыня может быть сейчас где угодно. По-хорошему, надо не ждать ответа на отправленные в разные концы письма, а снаряжать экспедиции знающих поисковиков. Но на какие деньги и где взять столько специалистов?
В этот же день в здании государственного архива Тобольска состоялось торжественное открытие выставки «Абалакская икона, Свято-Знаменский мужской монастырь: исторические факты и современность». Новая экспозиция разместилась в этом учреждении вполне заслуженно, ведь именно архив предоставил более трёх десятков уникальных документов, так или иначе связанных с разыскиваемым чудотворным образом. Посетителей выставки ждут более восьмидесяти экспонатов, в том числе семнадцать списков иконы Абалакской Божией Матери, которые, по рассказам сотрудников архива, любовно принесли и разместили православные священники. Перед одной из этих икон и был отслужен молебен. Приветственные речи, с которыми обратились к собравшимся Александр Новопашин, отец Гермоген, Леонид Митрюшкин, были полны надежды на то, что святыня вновь вернётся домой, а горожане и гости древней столицы Сибири станут с большим энтузиазмом изучать историю своей Родины.
Из многих экспонатов внимательных посетителей больше всего заинтересовала опись церковного имущества середины двадцатых годов прошлого века. В ней значится некая чудотворная икона Божией Матери, расположенная в иконостасе. До сих пор мы считали, что её вывезли из монастыря в восемнадцатом году. Неужели все ошибались? Об этом говорила на заседании круглого стола «Чудотворная икона Абалакской Божьей Матери «Знамение»: стереотипы, парадоксы, реальность», прошедшем сразу после открытия экспозиции, и тобольский научный работник Надежда Загороднюк. Тем не менее согласиться с версией, что в описи значится именно та самая древняя икона, мы на данном этапе всё же не можем. Незадолго до даты описи был составлен ещё один документ, в котором говорится, что образ нуждается в окладе. Где дорогой старый оклад, куда он пропал к двадцатым годам? Его сняли грабители? Но в таком случае в иконостас «раздетую» икону так просто не выставишь – под окладом древнее изображение обязательно принимает совершенно другой вид, там и следы от гвоздиков, и коррозия, и другие дефекты. Есть и иные антиаргументы. В общем, вопросов пока больше, чем ответов.



