«Пришлось полюбить химию…»

Вчерашний студент Тюменского университета Владимир Кайда вошёл в бизнес стремительно. Словно на крыльях. Возможно, «отцовские гены» сыграли свою роль. Отец Владимира – лётчик, теперь уже бывший. Поддерживает сына во всех его начинаниях.

«Изюминка» бизнес-плана Кайды

В 2009 году Кайда-младший организовал своё дело – завод полимерных изделий. А в 2010-м, в двадцать три года, стал лучшим молодым предпринимателем России в номинации «Успешный старт». Выпускает медицинские бахилы и плёнку из полиэтилена низкого и высокого давления. В сезон производит от 70 до 100 тонн продукции, которая расходится по Тюменской области и соседним регионам.

Есть заказчики и в столице. Основные потребители – предприятия стройиндустрии, мебельные. Они используют плёнку как упаковочный материал для кирпича, черепицы и прочей продукции и как составляющую в производстве строительных утеплителей, изоляции. Нужна такая плёнка садоводам и огородникам – весной на неё большой спрос. Востребованная продукция и бахилы: ни одно медицинское учреждение, ни один пищевой цех без них не обходятся.

Я заметила: у всех успешных бизнесменов «внутри», что называется, «вечный двигатель», и госпожа Удача к ним более чем благосклонна. Вот и Владимир Кайда – человек энергичный, творческий, полон новых идей. Ещё до победы на российском конкурсе был удостоен региональной премии общественного признания «Фортуна».

Подрабатывать Володя начал ещё в школе. И в университете, где изучал специальность «компьютерная безопасность», не бездельничал. На третьем курсе организовали с друзьями фирму по разработке сайтов. На безбедную жизнь студентам хватало, пока на рынок не пришли более «крутые» компании. Тем временем учёба в вузе подходила к концу. Владимир мечтал об открытии собственного дела. Знал: это должно быть производство. Но никогда не думал, что оно будет связано с химией, которую в школе не особо жаловал.

Для начала ознакомился с исследованиями консалтинговых компаний, интересовался приоритетными направлениями малого бизнеса. Там было много всего – от парикмахерских до заводов с инвестициями в миллиарды евро.

Начинающий предприниматель решил открыть производство медицинских бахил и полиэтиленовой плёнки. Сначала на готовом покупном сырье, но в перспективе собирался использовать вторсырьё. В этом и была «изюминка» бизнес-плана Кайды. Прежде чем покупать дорогостоящее импортное оборудование, Владимир заказал исследование в маркетинговой компании. Результаты говорили о том, что «игра стоит свеч». Однако собственных сбережений не хватило, деньги собирал по друзьям и знакомым, крупную сумму взял в долг у отца. Очень помог начинающему предпринимателю-победителю российского конкурса грант губернатора в размере двух миллионов рублей.

Благодаря этим средствам молодой завод встал на ноги. Сегодня он пользуется практически всеми финансовыми инструментами (займами, лизингом и другими) областного Фонда развития и поддержки предпринимательства и департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области.

«Если с другом вышел в путь, веселей дорога»

Предприятие уже успело поучаствовать в городском конкурсе товаров и услуг «Тюменская марка». А начинали трудно. Особенно страшила химия. Ведь плёнка получается в процессе экструзии. Одна расшифровка этого понятия чего стоит! Технологический процесс, заключающийся в продавливании материала, обладающего высокой вязкостью в жидком состоянии, через формирующий инструмент (головку экструдера) с целью получения изделий с поперечным сечением нужной формы. Да, без специальных знаний в этом бизнесе делать нечего, призадумался тогда новоиспечённый директор, которого одолевали организационные и финансовые заботы, и пригласил на должность главного технолога своего друга и однокашника, надежного человека – Сергея Русакова. В химии он тоже мало смыслил, однако упорства и ответственности парню было не занимать.

Владимир заметил:

– Сергей сегодня – самый важный человек на предприятии, потому что отвечает за качество продукции.

Спрашиваю:

– Как химию удалось одолеть?

– По книжкам заниматься было сложно и непонятно, – признался Сергей. – Поэтому изучали экструзию на практике. Черпали знания из Интернета – поистине волшебная вещь, там есть всё. Большой опыт получили от специалистов в этой области. С одним предпринимателем, который очень хорошо разбирался в процессе, общался по скайпу. Он меня консультировал – ему было не жалко делиться знаниями. Это большая редкость по нынешним временам.

«Добывали» качество опытным путем, долго и терпеливо. В первый раз на полмиллиона рублей продукции испортили. Съездили «на экскурсию» на аналогичное предприятие на Урал. Три дня вникали в процесс. Между той поездкой и выходом на кондиционный товар прошёл целый год. Были проблемы и с настройкой оборудования, и с самой пленкой. Сейчас всё в порядке. Полимерные изделия «от Кайды» соответствуют ГОСТам. По просьбам заказчиков полиэтиленовую пленку выпускают разной ширины (от 20 сантиметров до двух метров) и толщины (от 70 до 100 микрон). И цвет могут «организовать» любой, стоит только пожелать. Но чаще делают традиционную – прозрачную или чёрную плёнку.

«…не зарекайся»

Открою ещё один секрет. Тюменский завод полимерных изделий находится на территории исправительной колонии № 4. Плёнку и бахилы выпускают заключённые под руководством главного технолога Сергея Русакова. Он – единственный из заводской команды управленцев, у кого рабочий кабинет прямо в цехе – небольшая скромная комнатка с письменным столом. Начальник тюрьмы полковник внутренней службы Владимир Курочкин доволен: подопечные при деле, получают зарплату. Да и ранее пустовавшее огромное помещение не простаивает. Молодые предприниматели его отремонтировали, завезли оборудование. И дело пошло. К слову, на территории тюрьмы работает ещё несколько производств.

Однако надо увидеть завод своими глазами… Попасть посторонним на режимный объект не так-то просто. Необходимые разрешительные процедуры проходили около часа. И вот, сдав паспорта и мобильники в пропускнике, в сопровождении Владимира и сотрудника в форме направляемся в цех. На территории тюрьмы лично я впервые. Колючая проволока вдоль забора напомнила мне известную поговорку – «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Владимир заметил моё волнение: «А мы каждый день не зарекаемся. Уже привыкли». Сергей рассказал: «Первое время было не по себе выходить в цех, где работают заключённые. Оказалось, люди, как люди. Умеют работать, шутить. Любят и подкармливают местных кошек. Наверное, они напоминают им о доме…».

Тюремных кошек зовут Ксюша и Микрон. Они были первыми, кто нас встретил. Потом я увидела мужчин в чёрных робах. Приветливые, здороваются. Действительно, люди, как люди. Но за решёткой. Упаси Бог от этой участи. В цехе есть динамик, по которому «крутят» для поднятия настроения популярные песни. Это не разрешено, но и не запрещено.

Экскурсию по заводу директор начинает со склада сырья. Здесь добрая сотня стандартных, туго набитых полиэтиленовыми гранулами мешков. Не без гордости Владимир Александрович подчеркнул:

– Гранулы собственного производства, изготовлены из вторичного сырья.

«Вторичка» – это использованная полиэтиленовая пленка. Партнеры завода – предприятия, магазины – поставляют ее, спрессованной в блоки. Получается дешевле, нежели купить готовые гранулы.

Направляемся в главный цех. Здесь три экструдерные установки. Две линии сейчас в работе. Оператор засыпает в воронку гранулы. (Сто килограммов сырья хватает на час). А всё остальное сделает автоматика. Оператору остается лишь наблюдать за процессом со щита управления.

По мере движения по каналу гранулы плавятся и поднимаются в голову экструдера. Расплавленную массу компрессор раздувает – получается прозрачный рукав, который медленно «плывёт» вверх установки. Выглядит это фантастически. Потом рукав складывается в единое полотно, и практически готовая пленка каскадами опускается вниз. Владимир предлагает подняться на установку. Там шумно и жарко. Осторожно прикасаюсь к «текущему» из недр машины горячему полиэтилену. Сто пятьдесят градусов!

– А теперь заглянем на участок переработки вторсырья, – приглашает директор. – Для этого специально закупили славный станочек советского производства, с пневмовыгрузкой.

«Станочек» – зверь. Рвёт «бэушный» полиэтилен на малюсенькие куски. На соседнем аппарате из них формуют гранулы. По цвету они серые, но, говорят, плёнка от этого нисколько не хуже. Владимир достает из мешка горстку гранул и высыпает их на мою ладонь. Они еще тёплые. Директор, совсем как мальчишка, испытывает восторг от полученного результата, от того, что всё в его бизнесе идёт, как надо. Между делом замечает:

– Обратите внимание на бочку в полу и трубы. Это циркуляция воды, у нас замкнутый цикл. Окружающую среду не загрязняем. И даже улучшаем её, ведь перерабатываем «вторичку», которая могла бы быть выброшена на свалку.

«Команда молодости нашей»

В интеллектуальной команде молодого красивого, артистичного руководителя Владимира Кайды работают такие же молодые, яркие, энергичные, образованные люди. Команду он «собирал» сам. С некоторыми специалистами пришлось расстаться. Но зато сегодня каждый из управленцев на своём месте. Финансовый директор компании – Арина Кайда. А ещё она – жена и единомышленник своего мужа. За логистику отвечает Екатерина Блинова. С клиентами у неё полное взаимопонимание. Хороший бухгалтер – это половина успеха предприятия. Алсу Гайсина именно такой специалист. Главный маркетолог Никита Артемьев продвигает продукцию на рынке, он же отвечает за производство бахил. Продажами успешно занимается Богдан Герш.

Областной бизнес-инкубатор предоставил команде офис в аренду на льготных условиях и оргтехнику. Это один из видов поддержки, которые получают резиденты бизнес-инкубатора на этапе старт-ап. Тюменский завод полимерных изделий один из них. Успешный старт – залог успешного будущего.

Недавно Владимир Кайда вернулся из командировки в Китай. Закупал оборудование для нового производства по переработке сильно загрязнённого вторсырья. Это будет совместное предприятие, которому под силу перерабатывать триста тонн любых пластиковых отходов. Пуск намечен на май этого года.


5918