Очередь в никуда

Один мой приятель, зная, что я имею некоторое отношение к газете, попросил обнародовать приключившуюся с ним историю. История оказалась незамысловатой, не претендующей на сенсационность, необычность и т.д. И тем не менее я посчитал, что обнародовать её необходимо. Именно из-за обыденности, “обыкновенности” сюжета. Вариации этого сюжета, больше чем уверен, до боли знакомы едва ли не каждому из наших читателей. Впрочем, всё по порядку.

Максим Вениаминович (назовём его так) уже пожилой человек. Неудивительно, что болячек за семьдесят с лишком лет накопил немало. В первую же очередь его беспокоят проблемы с сердцем.

В январе “мотор” вновь дал о себе знать, и Максим Вениаминович записался на приём к кардиологу в поликлинике своего, Тюменского, района. Приём состоялся 19 января. Результаты кардиологического обследования доктору не понравились, и он направил пациента в Патрушево, в областную клиническую больницу, для консультации с аритмологом (есть, оказывается, такая узкая кардиологическая специальность). В Патрушево обратился 20 января, но на приём к специалисту был записан только на 27 января.

27-го числа Максим Вениаминович приехал в Патрушевскую больницу. Надеясь, что в тот же день ему поставят точный диагноз, после чего назначат соответствующее лечение, и в результате его состояние улучшится. Но не тут-то было. Аритмолог говорит пациенту, что сможет поставить диагноз только после двух дополнительных обследований. Первое: нужно сделать эхокардиограмму. Второе: необходим суточный мониторинг электрокардиограммы сердца – когда на тело пациента прикрепляют аппарат и отпускают домой. В течение суток прибор записывает показания работы сердца в режиме нон-стоп. Эти два обследования назначаются, чтобы с большей точностью определить состояние больного, страдающего сердечной аритмией.

Добравшись до соответствующего кабинета, Максим Вениаминович наивно думал, что эхокардиограмму ему сделают сразу и сразу же “навесят” на него аппарат. Однако его ждало разочарование: приходите 12 апреля на эхокардиограмму, а на суточный мониторинг – записи вообще сейчас нет, звоните в середине февраля. На вопрос, нельзя ли как-нибудь приблизить дату проведения этих обследований, ответ был такой: нет, нельзя. А почему? Да потому, что таких, как вы, много – очередь, уважаемый!

Очередь – аргумент серьёзный. Как можно настаивать, чтобы тебя обслужили немедленно, если ты знаешь, что при этом придётся “отодвинуть” других больных людей? Только приложив большие усилия и затратив немало нервной энергии, он добился назначения этих процедур на 20 марта. А потом выяснил, что оба назначенных ему обследования можно пройти… хоть на следующий день! Надо лишь заплатить деньги. Очень просто: достаёшь кошелёк, платишь около двух тысяч рублей и сразу из хвоста очереди перебираешься в её голову. Вроде справедливо: хочешь обскакать очередь – плати. И никаких угрызений совести: ведь ты потратил свои деньги!

Многие так и делают: раскошеливаются за процедуры, которые входят в перечень бесплатных медицинских услуг. А куда деваться – здоровье ведь дороже. Тут, конечно, можно рассуждать об уровне доступности некоторых медицинских услуг: когда спрос намного опережает предложение, то неизбежно возникает очередь со всеми вытекающими последствиями. Но в рассматриваемой нами истории ситуация совсем другая. Максим Вениаминович узнал, что никакой гигантской очереди, на которую ссылались медики, на самом деле не существует. Так что в данном случае рассуждать надо совсем о другом. О том, как с помощью незамысловатых ухищрений можно часть бесплатных медицинских услуг переводить в платные. Как видим, делается это достаточно просто: если очереди нет, её надо придумать.

История эта, увы, действительно обыденная и, можно даже сказать, банальная. Я специально поговорил на эту тему с несколькими своими знакомыми, родственниками. И оказалось: каждый из них хотя бы раз попадал в ситуацию, схожую с той, в какой оказался Максим Вениаминович.

Но вот именно это и тревожит. Не слишком ли мы привыкли к тому, что наша так называемая бесплатная медицина слишком часто заставляет нас раскошеливаться там, где мы раскошеливаться вовсе не обязаны? Не слишком ли мы бессловесны, безропотны в отстаивании своих законных прав? И, наконец, не слишком ли мы доверчивы, когда нам сначала вешают лапшу на уши, а затем залезают в наши кошельки?

Максим Вениаминович платить за бесплатные процедуры не стал. Принципиально. Лечится таблетками. Ждёт, когда подойдёт его виртуальная очередь. При этом очень надеется, что больших неприятностей с ним не случится.

Для справки. Здоровое сердце отличается регулярным синусовым ритмом нормальной частоты. Однако врачам нередко приходится наблюдать не только изменение ритма сокращений сердца, но и нарушение темпа этих сокращений. Такие нарушения ритма называются аритмией и представляют угрозу для жизни.


5768