У промысловиков «Кедрового»

Эти заметки о людях, для которых тайга – родной дом и рабочее место. О представителях коренных малочисленных народов Севера в Уватском районе и их проблемах.

Удачливая Наталья

С Натальей Тайлаковой, яркой представительницей народа хантов, мы познакомились на стойбище Озеро Васькино. Эту симпатичную быстроглазую женщину в традиционной национальной одежде и с непременным для охотников ножом невозможно было не заметить. Ее выделяли среди сородичей чувство собственного достоинства, профессиональная гордость. Потому и свою добычу – связки шкурок – Наталья не побоялась продемонстрировать.

Когда же заинтересовались ее поясом из бисера, то Наталья охотно показала свою работу – бисерные ленты с национальным орнаментом. В их названиях – «след соболя», «заячьи уши», «ветви берёзы», «оленьи рога», «щучьи зубы» – отражается привычный природный мир, окружающий охотников с детства. Мастерски выполненные орнаменты из бисера великолепно украшают одежду. Невозможно было не восторгаться и туесами из бересты.

Наталья рассказала, что у народа ханты принято учить девочек с раннего детства шить национальную одежду из меха и сукна и делать украшения из бисера и блестящих пуговиц. Азы ремесла, как и умение выживать в лесу, дети охотников постигают чуть ли не с рождения. Сбор дикоросов – один из первых в этом списке. В пять лет ребенка уже берут на охоту, учат ставить силки и капканы, ловить рыбу, ходить на лыжах.

Охотничьи угодья для хантов сродни дому, где всё знакомо. Когда мы встречались с детьми охотников в Интернате демьянской школы и спрашивали, чем они будут заниматься на стойбищах во время каникул, то неизменно слышали в ответ: «На охоту пойду». Ребята рассказывали, что у них, как и у взрослых охотников, есть обтянутые камусом широкие охотничьи лыжи. А еще маленькие хантыйцы с большим удовольствием рассказывали о своих верных друзьях – собаках.

О цене мягкого золота

Нельзя было не залюбоваться мягкими шкурками соболя, служившего когда-то визитной карточкой России. Исторически соболий мех именуют мягким золотом. Золото-то золото, да только ценится дёшево.

«Рыночная цена шкурки соболя на сегодня три–три с половиной тысячи рублей, а принимают ее от охотников всего по 800 рублей, – поделился проблемой председатель областной общественной организации коренных малочисленных народов Севера «Кедр» Владимир Геннадьевич Климов. – Поэтому заработная плата практически у всех промысловиков на сегодня меньше прожиточного минимума. Думаю, что совместными усилиями администрации Уватского района и правительства Тюменской области этот вопрос будет решен».

И на стойбище Озеро Васькино, и на других охотники промыслово-охотничьего хозяйства «Кедровое» жаловались, что в связи с миграцией зверя добыча мягкого золота снизилась. И лишь в немногих домах охотников мы увидели солидные связки шкурок, искрящихся в лучах зимнего солнца. Но и здесь, суеверно боясь спугнуть удачу, промысловики говорили: «Есть маленько».


5689