У директора школы №25 Виктора Немчинова график плотный. Но не то время на дворе, чтобы игнорировать прессу – общественную трибуну, помогающую «сверить наши песни», часы и компасы. В каком направлении движемся? В одном ли?
Какой должна быть школа завтрашнего дня?
– В свое время греческая школа была ближе всех к идеалу, – размышляет Виктор Васильевич, – потому что выстраивала процесс взаимодействия между учителем и учеником на уровне соразмышления, сопонимания, сопоиска истины. Из этой школы появился человек думающий.
В современном образовательном процессе эти составляющие ослабевают: знания все более даются в готовом виде, а процесс их получения сводится к минимуму. Главное – умеет ли ученик оперировать логическими и арифметическими конструктами. Это приводит к нарушению процесса подготовки ребенка. Мы в ходе экспериментальной деятельности пришли к выводу, что если ребенок с самого детства не «проработает» по крайней мере две стадии своего развития – эмоционально-чувственную и гуманитарную, шансов стать успешным в естественно-научных и других наукоемких видах деятельности у него существенно меньше. Заблуждение думать, что если человек оперирует формулами, значит, реализует себя в этих областях знаний. Многие известные ученые, представители естественнонаучных направлений, достигали больших успехов и в музыке, и в гуманитарных дисциплинах. А может быть, наоборот?
В школу нужно вернуть диалоги, размышления, когда знания не принимаются в готовом виде, а открываются. Конечно, нельзя отдать все ребенку на откуп. Рядом должен быть взрослый, умный человек, наставник, который бы сочетал в себе профессионализм в своей области знаний с широтой представлений о смежных научных дисциплинах, являл собой образец культуры, в какой-то степени – идеал для подражания. Таких всегда было немного. Но они есть. Те, что способны размышлять, смотреть чуть дальше, видеть проблему в целом и, конечно, не подавлять ученика своей ученостью, а воспитывать в своих учениках сходные творческие начала.
Наш образ жизни все более строится на клиповом сознании: зацепил взглядом нечто из общего потока информации, ухватил суть, побежал дальше. Размышлять некогда – нужно успеть сделать запланированное. Результат у выпускников школ, да, впрочем, и вузов, как правило, состоит в том, что не сформированы представления о системе научных взглядов на окружающий мир, и, как следствие, почти отсутствуют умения по практическому использованию полученных знаний. Это существенная проблема. Один из путей ее решения – переход к образовательной модели, основанной на моделировании и конструировании, когда дети с необходимостью используют получаемые знания для создания нового качества в результате сопоставления фактов, выявления закономерностей, предвидения и точного расчета. Это тенденция познавательного, научного и технологического развития общества. Очевидно, что школа должна играть в таких процессах ведущую роль. Поэтому важно, как поведет себя родитель, воспитатель детского сада, учитель, услышав первые вопросы «почему?».
Здесь пока тоже много проблем. Иногда садики подменяют школы. Нередко слабо прорабатываются сочетания эмоционально-чувственного, гуманитарного и естественно-логического познавательных компонентов процесса подготовки детей. В школах прослеживается тенденция к большей виртуализации получения и использования знаний. Ослабевает тактильная составляющая процессов обучения – и, как результат, снижение мотивации к прикладным видам деятельности. Приходится констатировать, что и мужская составляющая отошла на задний план: даже в программе трудового обучения в начальной школе практически все сведено к отработке навыков по таким видам деятельности, которые традиционно относятся к женским. Неплохо, если мальчик умеет шить, варить. Но мужчин, которые захотят впоследствии стать успешными инженерами, исследователями, учеными, тоже надо формировать. А для этого необходимо уже на ранних этапах подготовки детей серьезное внимание уделять прикладным и техническим видам деятельности. Техническое мышление закладывается дома, вместе с папой, который что-то мастерит для души, в детском саду, в начальной школе. И здесь массовая школа пока проигрывает. Как результат, в среднем звене ученик уже равнодушен к трудовому обучению, потому что нет сформированных интересов и первых самостоятельных успешных результатов. Нужно приучать ребят больше работать руками – пусть это будут конструкторы «лего», пусть свистульку из палочки ребенок выстругает. Главное, что он добился своего, пусть маленького, успеха, приобрел свой собственный опыт качественного преобразования окружающего мира. Это изменит его поведенческую траекторию.
Почему дверь скрипит, почему снежок тает?
– В среднем звене должно происходить формирование по интересам, – утверждает Немчинов. – Нельзя всех уравнивать – математика в равных долях или физика в равных долях. В школе должны работать лаборатории, куда дети смогут приходить вместе с родителями, заниматься по интересам. Конечно, решать проблему необходимо на общегородском уровне, потому что в одной школе трудно найти столько детей, интересующихся, к примеру, вопросами теплофизики.
Школа будущего – это когда мы от ребенка идем, от его интересов. По большому счету, нужно несколько учителей на одного ребенка. Потенциально многие дети могут взять планку выше, чем им предлагается. Идеальная школа в моем представлении – выход на экспериментальную базу. Но чтобы что-то постичь, нужен навык. Нет навыка – нет успеха. Нет успеха – нет мотивации, желания что-то делать. А наши учебники составлены так, чтобы получить информацию и подготовиться к экзаменам.
Идеальная школа – это школа полного дня с хорошей экспериментальной базой, творческими лабораториями, кружками по интересам. Такая школа требует иного уклада образовательной среды, иных отношений между ребенком, учителем и родителем, иного уровня профессионализма педагога.
«Учимся, делая»
– Многие думающие учителя и директора школ стараются разнообразить формы, содержание, изменить вектор развития, вводят инноватику, пытаются лепить образ будущего выпускника, исходя из представлений о ближайшем будущем. Есть уникальный опыт, в том числе и в Тюменской области, и в городе Тюмени. Много есть интересных школ.
Более трех лет мы занимаемся инновационной деятельностью, направленной на развитие естественно-научного мышления, проводим научно-технические семинары «Учимся, делая», академические клубы и передвижные лаборатории. Девиз «Мечтаем, проектируем, достигаем!» отражает внутреннюю логику инновационных подходов. Нам важно, чтобы дети не воплощали чужие инженерные идеи, а генерировали свои, моделировали мир будущего. Мы не знаем, какие профессии будут востребованы через 10-15 лет. А просто пичкать фундаментальными знаниями без применения их на практике бессмысленно. Значит, нужно искать другие пути. Мы пытаемся реализовать это с начальной школы.
Только что прошел творческий семинар в 3-х и 4-х классах. Он был посвящен актуальным проблемам современности. Ребята изобретали транспортные средства будущего. При этом все серьезно, как у настоящих инженеров и изобретателей. Об этом свидетельствуют и критерии оценки, среди которых эффективность, экономичность, безопасность, дизайн и, конечно, экологичность.
Мы и раньше старались привлечь учеников младших классов к участию в семинарах. А теперь решили шагнуть дальше. Если раньше учитель набирал команду, то теперь сам ребенок – лидер класса – ее формирует. Ребята выбирали для себя интересную тему, выдвигали бы гипотезу, реализовывали вместе свой проект, делали доклады, отвечали на вопросы – это была серьезная работа… Короче говоря, «мечтали, проектировали, достигали!».
Причем не только из готовых супердорогущих материалов и технических наборов, а из подручных баночек-скляночек, бумажек, палочек, то есть из того, что всегда под рукой, чем можно воспользоваться в любой момент. И такой подход оправдан. Ребенок должен понимать, что из привычных вещей можно создать новые с другими свойствами и совсем иного качества.
Когда ребенок успешен? Когда пробовал в творческих проектах применять свои знания, сам прогнозировал результаты своего труда, пытался просчитать, почти как инженер, схему... И сам изготовил проект из подручных материалов. Дети продвигают свои идеи, начинают задавать друг другу конструктивные вопросы. Вы бы видели их глазки! Ребятишки спорят, кричат, доказывают, создают конкурентоспособный продукт. Они создают свой мир.
Когда дети мечтают и делают, когда учитель и родитель выступают в качестве помощников, а ученые в качестве экспертов, это и есть оптимальный путь развития ребенка и его вхождения в мир науки и техники, открытий и инноваций, мир новых возможностей.
Телега с ракетным двигателем
Неслучайно городской департамент образования доверил именно 25-й школе открыть естественно-научное отделение городского научного общества школьников. На базовой площадке уже организован лекторий по современным проблемам космологии, астрономии, физики, химии, другим точным наукам. Ведется кружок «3D-моделирование научных опытов», который посещают ребята из других школ Тюмени. Сейчас на предварительном этапе школьники пока осваивают редактор 3D-моделирования. Впереди – создание программ, которые вернутся в школу в виде иллюстрации научных опытов. Пока ученики еще только знакомятся с горизонтом научного знания и технических достижений. Но придет время, когда они расширят эти горизонты и создадут более совершенные и полезные для общества устройства.
– Мы выстраиваем процесс подготовки так, чтобы ребенок при необходимости обращался к формулам и точным расчетам, прогнозировал и проектировал, но при этом сначала мечтал, осмысливал, вдумывался в суть рассматриваемых проблем и задач, – подытоживает Немчинов. – А это уже научный подход. И, конечно, очень важно, чтобы в этом процессе участвовали настоящие ученые, инженеры, изобретатели. Нужны специалисты, способные адаптировать научную мысль до понимания ребят, и при этом не снижать уровень содержания – не сюсюкать, не упрощать, а донести внятно и доходчиво. Сейчас собираются люди интересные – творческие учителя школ, увлеченные преподаватели вузов, специалисты наукоемких сфер деятельности. При активной поддержке ТюмГУ мы уже запустили кружок астрономии и космонавтики. С помощью сотрудников ведущих вузов Тюмени пытаемся ввести предварительную экспертизу детских работ, выдвигаемых на НПК, с последующим их научным консультированием и методическим сопровождением.
Мы не ставим цель только подготовить детей к ЕГЭ. Мы даем детям возможность задавать вопросы. Они должны понять, что учебниками наука не заканчивается. В книгах – решенные задачи. А дальше идут нерешенные. Мы живем в удивительный век. Человек вышел в космос, создал телевидение, компьютеры, сотовую связь. Сейчас это воспринимается как данность. А футурологи уже прогнозируют технологию печати живых органов и выращивания жилых домов. У жителей Земли происходят качественные изменения в представлениях на окружающую действительность: уже будущее диктует настоящему новые правила и принципы организации жизни.
Ребенка надо готовить к миру будущего. И не на уровне начиток. Они сами это будущее должны формировать. И когда они проекты готовят, то не должны думать только о том, как быстрее из пункта А в пункт В добраться. В мире их будущего необходимо думать о том, экологичен ли проект, какой источник энергии нужно использовать, чтобы быть более эффективным, безопасным, компактным и конкурентоспособным? Третьеклассник не понимает, что такое космос. Но он придумывает летательный аппарат, который грязный воздух забирает, а чистый выдает. Ребенок будет расти, получать знания. Но понимание того, что проблемы экологии важны, в нем уже есть.
Мы только встали на этот путь. Нужно время, чтобы изменить подход к образованию. Если мы говорим о новой школе, у нее логика и идеология должны быть иные. Если на телегу нагрузить двигатель от «шаттла», телега не станет космическим аппаратом. Она просто развалится, а двигатель сгорит.
Другой вопрос, полностью ли изжила себя старая школа? Нет! У нее очень много сильных сторон. Скажем, структурированность и системность учебного материала, его адаптированность по возрастным признакам, методическая проработанность в части формирования знаний и умений. Есть и творческие интеллектуальные составляющие, например, олимпиады и школьные научно-практические конференции. Определены и векторы развития системы образования, закрепленные в стандартах второго поколения. Кстати, великолепная задумка. Рассматривая образовательное пространство современных школ как совокупность институтов социализации, воздействующих на формирование будущих поколений, мы отмечаем в то же время, что у современной школы есть и темы для обсуждения. Школа не может быть отдельным изолированным учреждением. В круге ее интересов поиск социальных партнеров. Но здесь пока больше вопросов, чем ответов. За последние 20 лет много хороших идей в образовании. Другое дело, что процесс идет медленно. Впрочем, это оправданно.
Как ни странно, на двоечников и отличников сегодня школы не рассчитаны. В основном, учителю нужно подготовить ребенка к итоговой аттестации – за это зарплату платят. И все понимают правила игры и стараются их выполнять: дети добросовестно ходят в школу, самые ответственные прочитывают учебники от корки до корки. Родители отправляют детей на занятия, контролируют посещаемость. Учителя добросовестно готовят питомцев к ЕГЭ. А этого мало. В жизнь входят новые стандарты, новое понимание человека будущего.
Лёд тронулся!
Есть позитивные изменения, – уверен глава 25-й школы. – Их у нас немало. Меняется сам подход к образованию. У нас в городе много инновационных площадок – 40-я, 12-я, 68-я, 25-я и другие школы. Под научную деятельность выделили средства. Пускай на все не хватит. Но все-таки деньги изыскали. Причем нам не дали готовую схему. Это прецедент – сказали: делайте, как видите сами. Не буквально, конечно. И результат быть должен. Идет обмен опытом. Другое дело, что у учителя излишней отчетности много. Но это болезнь роста.
Витает в воздухе идея воскресной школы, куда бы могли приходить дети вместе с родителями. Нужно искать кадры, их заинтересовывать.
Школы начали ремонтировать. И деньги на это тратятся серьезные. Коммуналка идет. Ни одна школа в холоде не стоит. Зарплату учителя получают. А для родителей основные образовательные услуги бесплатны. Сейчас мы это воспринимаем как данность. А оснащение кабинетов! Разве мог я когда-нибудь думать, что в каждом кабинете у учителя будет стоять компьютер! Чтобы локальная сеть была, чтобы выход в Интернет был, чтобы электронные доски были. И это только в нашей школе. А в других посмотрите! Это очень существенные изменения. Мне есть с чем сравнивать.
А еще школе позволено иметь свое лицо. Государственное общественное управление, управляющие советы подключились. Конечно, много еще нерешенных вопросов. Но многое и делается. По крайней мере, в Тюмени, в думающих творческих коллективах.



