На излёте крещенских морозов в бывшем Дворце железнодорожников состоялся концерт памяти Геннадия Иосифовича Цыбульского, собравший в зал «неувядающую музыкальную Тюмень».
Оповещения не было, но сработало сарафанное радио. Творческие заслуги музыканта, организатора, композитора еще долго будет помнить наш город.
Я поступила в Тюменское музыкальное училище на дирижерское отделение со школьной скамьи. Гена Цыбульский был тогда не только старше, но уже заявил о себе как музыкант, руководивший хором на швейной фабрике. Мы встречались в классе нашего педагога Виталия Павловича Рубенко, на занятиях хора. Тогда закладывались дружеские отношения, а со временем росло уважение к нему как к мастеру-профессионалу, сумевшему преодолеть тяжелые жизненные обстоятельства.
Попутно отмечу – дирижерский жест Гена осуществлял движением головы, мимикой, а в руках был баян. Прошло три года, как его не стало, но жив коллектив, взявший имя, традиции и песни руководителя. Именно песни, написанные душой и сердцем композитора и исполненные так же проникновенно, прошли красной линией через всю программу концерта.
Мы давно не слыхали музыкального величанья нашей Родины. И вдруг снова так грандиозно и мощно прозвучало: «Россия, милая Россия» – вдохновенно и с любовью. И уже широко и привольно – хвала родному краю – «Песня об Иртыше», а несколько позже полнозвучно и гордо – «Сторонка тюменская» и целый ряд глубоко лирических зарисовок. Из трехсот песен, созданных Цыбульским на стихи разных поэтов, двадцать – на тексты С. Есенина и несколько на собственные.
Некоторые имеют интересные предыстории. Например, «Воспоминание», где и слова, и музыка Цыбульского. Песня навеяна прогулкой на теплоходе, несет что-то личностное. Недаром ее исполняла мужская группа хористов седых ветеранов с солистами А. Васильевым и В. Шешуковым. Особенно не по возрасту свеж голос Альберта Тихонова, исполнившего удивительную песню «Меня в лесу березка родила», посвященную композитором солисту хора Анатолию Санникову.
Песня «Гнездо разорили мальчишки» – это повествование о трагедии, связанной с детством композитора, спетая молодой солисткой Светланой Андреевой и воспринятая залом очень тепло. Это была одна из последних песен Г.И. Цыбульского. Интересная страница концертной жизни «Народного хора Дворца железнодорожников» в годы освоения нефтегазового комплекса (60-70-е годы). Хор часто выступал перед строителями железной дороги Тюмень–Тобольск–Сургут. На станции «Юность», где присутствовал писатель Борис Полевой, вбивался серебряный костыль. В память об этом событии появилась песня «Тобольские колокола», написанная удивительным мелодическим языком в ритме колокольного перезвона. А содержание слов Александра Нестерова как бы протягивает историческую нить от дружин Ермака к советским освоителям нефтяной целины. И еще одна есенинская «Спит ковыль», которую композитор завещал на вечное прощание с ним.
Обновленной страницей концертной программы стало несколько известных произведений с картинным изображением: старинный вальс «Осенний сон», «Деревенское танго» и «Как за нашим за двором», внесшие переплясом и подтанцовками своеобразную свежесть. Надо вспомнить, что когда-то такую изюминку вводила Вера Соловьева – незабвенная танцмейстер Дворца.
Вернувшись к исполнителям, назову два хоровых коллектива с многолетним певческим стажем: «Тюменский народный хор русской песни имени Г.И. Цыбульского» и Тюменский хор русской песни «Родные напевы» с солистками Верой Хрусталевой, Валентиной Неустроевой, Марией Носовой, Зинаидой Прокопьевой, Галиной Маршук. История создания, как и вся концертно-творческая деятельность этих хоров, заслуга Г.И. Цыбульского.
Праздничный тонус был задан присутствием на сцене и сопровождением первых номеров тюменским оркестром народных инструментов имени Безрукова, под управлением несравненного Александра Андрюшкина. Музыкальная картина Веры Городовской «Русская зима», полная масленичного задора, – это страничка из жизни Геннадия Цыбульского.
Музыки было много, но ей предшествовало и слово заслуженного работника культуры России Владимира Волчека – организатора и ведущего. Он воссоздал яркий творческий образ героя посвящения. Это был рассказ об огромной художественно-просветительной деятельности Цыбульского и его коллективов. Участие в ежегодных акциях «Город – селу», в декабристских вечерах в городе Ялуторовске, в фестивалях «Алябьевская осень», городских праздниках песни. Замечу, что и сам Владимир Волчек вместе с Германом Казанцевым, находясь у руля тюменской культуры в течение более сорока лет, принимал активное участие в жизни этих коллективов как ведущий и составитель программ.
Двухчасовой концерт прошел на одном дыхании, восторженно был принят переполненным залом.
Хочется назвать педагогов, чьи заслуги в достижениях Геннадия Цыбульского неоспоримы. Это Галина Лесникова – педагог по баяну ДМШ №1, освоившая спецкурс, чтобы доступно обучать ученика, теряющего зрение.
Лев Либерман, обладавший огромным талантом организатора, смог передать начинающему коллеге свой опыт. А позднее – музыкальный профессиональный помощник Людмила Юрлова, переводившая в нотный текст все сочинения композитора. Пусть благодарная память прозвучит и этим именам.
Жизнь идет, появляются молодые дарования – такие, как Светлана Андреева (ее мама – Элла Рожина – была в хоре солисткой 30 лет). Но все труднее пробивать дорогу к сцене. Сегодня руководит коллективами молодой талантливый музыкант Сергей Мокиенко, принявший эстафету из рук Геннадия Цыбульского, а место концертмейстера по достоинству он уступил Азату Зимагулову.
P. S. Материал создавался с помощью Полины Медведевой – старосты народного хора Дворца железнодорожников, верной опоры руководителя Геннадия Иосифовича в течение 50-ти лет…



