В октябре 2011 года исполнилось 70 лет заводу №639 Наркомата судостроительной промышленности. В годы Великой Отечественной войны он снабжал Военно-морской флот СССР торпедными катерами Г-5 и 123 бис «Комсомолец». За трудовые успехи предприятие наградили орденом Отечественной войны 1 степени.
Появление нового морского вооружения вызывало оптимизм. Его считали «чудо-оружием», которое даст возможность флоту получить превосходство над сильным противником. Российские моряки познакомились с торпедными катерами Антанты в 1919 году, когда Великобритания применила их на Балтике против Рабоче-крестьянского Красного флота. По конструкции они представляли собой легкие глиссирующие катера с мощными авиационными моторами, вооруженные торпедами. Двенадцать машин удалось захватить на Каспийском море.
В начале 20-х годов Реввоенсовет принял решение о строительстве опытных торпедных катеров. Для их проектирования и производства не требовалось вложения больших средств. Работу поручили А.Н. Туполеву, который уже строил аэросани и самолеты с применением дюралюминия. За десять лет конструкторы разработали несколько вариантов катеров, часть из которых выпускали небольшими сериями на ленинградском судостроительном заводе имени Марти (завод №194). В 1933 году изготовили новый катер водоизмещением 10 тонн, вооруженный двумя мощными 533 мм торпедами. Машина развивала скорость более 50 узлов. После испытаний на Черном море в августе 1934 года ее под наименованием Г-5 (глиссирующий пятый) приняли на вооружение.
До 1938 года торпедные катера выпускал только завод №194, изготовивший для всех флотов 170 единиц такой техники. В конструкцию вносились некоторые изменения (применяли двигатели различных марок, меняли толщину обшивки, вооружение, запас топлива).
В 1941 году на заводе №532 в Керчи заложили 12 катеров серии 9-бис, но до начала войны успели сдать только шесть машин. Незавершенные комплектующие узлы и детали с обоих заводов эвакуировали на предприятие Рыбинска. Однако линия фронта стремительно приближалась к Москве, пришлось срочно перебазироваться в Тюмень на вновь организованный завод №639.
Силами заводов №194 и №532 с привлечением эвакуированных специалистов и оборудования авиационного завода №445, а также катерного цеха Херсонского завода продолжили выпуск катеров Г-5. Построили дополнительные цеха. Основной цех-эллинг был рассчитан на одновременную стапельную сборку восьми машин. В 1942 году после освоения поточного производства в нем собирали одновременно 12 катеров. Завод не имел необходимой акватории для испытаний, поэтому продукцию на железнодорожных платформах отправляли на Дальний Восток, где на Тихом океане проверяли их ходовые параметры. Затем катера возвращали в Тюмень и по железной дороге отправляли на Балтику и Черное море. На Северном флоте Г-5 практически не использовались из-за сложных климатических условий.
На заводе №639 было образовано КБ, в котором работали доктор технических наук, профессор Ленинградского кораблестроительного института С. Н. Благовещенский, профессор В. К. Дормидонтов, кандидаты технических наук А. А. Правдин, Ф. Л. Ливенцов и другие специалисты, эвакуированные из Ленинграда. Хорошо проявили себя в конструкторской работе и местные специалисты – В. М. Калмыков и Ф.Н. Доровских. КБ обеспечивало разработку проектно-технической документации катеров 12 и 13 серий. В 1942 году, используя комплектующие узлы эвакуированных заводов, тюменский завод сдал флоту 14 машин.
В 1942-1944 годах завод №639 выпустил 63 катера этих серий, часть из них была окончательно собрана и сдана уже ленинградским предприятием. Эти машины имели на вооружении два крупнокалиберных пулемета.
В 1943 году тюменский завод изготовил несколько катеров 13 серии, вооруженных системой залпового огня 8-М-8, которые стали прародителями ракетных катеров. Всего за период серийного выпуска (с 1933 года) всеми заводами было изготовлено 329 торпедных катеров Г-5.
В ходе эксплуатации и военных действий у «пятерок» выявилось много недостатков. Малая дальность плавания и низкая мореходность, тяжелые бытовые условия для экипажа, низкая прочность корпуса. Приборы по пуску торпед не обеспечивали точного попадания в цель длиной менее 28 метров.
Перед началом войны КБ завода №194 разработало малый торпедный катер «Комсомолец». Он имел бронированную рубку, две торпеды калибра 450 мм в бугельных установках для стрельбы вперед. Скорость при мощности двух двигателей «Паккард» (1200 лошадиных сил каждый) составляла 48 узлов. До войны успели испытать опытный образец. В 1942 году проект доработали в КБ завода №639. Усилили вооружение двумя спаренными пулеметами, увеличили водоизмещение до 20 тонн, повысили мореходность до пяти баллов, установили новые топливные баки. В августе 1943 года проект был одобрен и получил шифр 123-бис. С 1944 года завод перешел на выпуск «Комсомольцев». Летом первый серийный катер отправили по железной дороге на Черное море. Еще четыре машины в сентябре направили для достройки в Ленинград.
В начале 1945 года они успели принять участие в боевых действиях на Балтике. Завод №639 продолжал строить «Комсомольцы» до 1948 года, выпустив 120 единиц этой техники.
Торпедные катера в войну использовали не только по прямому назначению. Вооруженные глубинными бомбами они применялись для охраны конвоев, противодействуя подводным лодкам противника. Группы катеров участвовали в высадке десанта и разведчиков в тыл врага, ходили в дозор.
Несколько «Комсомольцев» после окончания войны были установлены в качестве памятников в городах-героях.



