В ноябре 1925 года в деревне Горюшкино Кировской области в семье Барановых родилась дочка. Ефросинья Петровна и Николай Нестерович долго думали, какое же имя дать своей кровиночке. Решили: оно должно быть не только красивым, но и редким – Августа.
Жизнь у колхозников в те далекие времена была не сахар. Голод заставлял людей покидать родные места. Многие отправлялись на поиски лучшей доли в окрестные города. Барановы не стали исключением. Вместе с крохой в 1926 году они перебрались в Тюмень. Как члена партии главу семьи направили работать в органы. Со временем получили трехкомнатную квартиру в центре. Ефросинья занималась домом, Николай Нестерович пропадал на службе, порой задерживаясь до ночи. Часто возвращался расстроенный, очень переживал, не соглашаясь в душе с тем, что творилось в стране.
Шли страшные годы репрессий, когда сосед доносил на ни в чем не повинного соседа, брат – на брата, под страхом смерти – отец на сына. Что делать служащему УГПУ? За отказ выполнять приказы – расстрел на месте без суда и следствия, а дома – семья. Имеем ли мы право сегодня осуждать людей, которые в то время верили партии, служили Родине?
Августа между тем пошла в первый класс. Она радовала родителей – росла смышленой и красивой девочкой, хорошо училась. С удовольствием занималась в художественной самодеятельности, любила спорт, участвовала во всех соревнованиях.
В 1941 году, в июне, ей было 15 лет, она окончила восемь классов. Сколько еще радостных открытий готовила девочке щедрая жизнь! В Тюмени стояла прекрасная погода, цвела сирень, тысячи людей наслаждались летом, даже не предполагая, что через несколько дней на страну обрушится страшная беда.
– Когда узнала о начале Великой Отечественной войны, очень испугалась. Мама лежала в больнице, отец сразу же ушел на фронт. Запасов в нашей семье никогда не делали, поэтому голод в доме поселился очень быстро, – рассказывает Августа Николаевна. – Мне выделяли по карточке 400 граммов хлеба в день, а маме, как неработающей, карточку не дали.
Вспоминая то страшное время, Августа Николаевна не может сдержать слез. Чтобы выжить, им с мамой приходилось искать в поле мороженую картошку. Свои трофеи они приносили домой, натирали на терке, замешивали с щепоткой муки галушки и варили баланду. Не брезговали и жмыхом. Радовали только долго-жданные письма отца. Он служил рядовым в пехоте на Ленинградском фронте. Погиб смертью храбрых 5 июня 1944 года на Карельском перешейке. Награжден тремя орденами и медалями. Память о нем свято хранят Августа Николаевна, ее дети, внуки и правнуки.
Впрочем, вернемся в далекую осень 1941 года. Юная Августа получила повестку на фронт. Мама проплакала всю ночь, мысль о том, что единственная дочка покинет ее и отправится на войну, ужасала. Рядом не осталось никого из близких. Наверное, Господь сжалился над несчастной матерью – девушку забраковали на медкомиссии. В детстве она болела золотухой, после которой резко ухудшилось зрение. Направили на курсы, а потом – на фанерный комбинат. В то время там особенно требовались молодые сильные руки – открылся спеццех, который вырабатывал авиационную фанеру и дельта-древесину для самолетостроения. Платили работницам восемьсот рублей ежемесячно. Работа была не из легких – двенадцатичасовая смена с коротким перерывом на обед, кормили похлебкой или овощной баландой. Ефросинья Петровна устроилась в артель «Краснотюменец», делала на станке спецдетали. Ей наконец-то выдали хлебную карточку. Жить стало немного легче, к тому же, несмотря на все невзгоды, сердце матери грело то, что рядом осталась дочка. Это придавало сил.
Из Москвы и Ленинграда в Тюмень прибывали эвакуированные. В трехкомнатной квартире Барановых поселились две такие семьи. Жили дружно, уважали друг друга, делились всем. Одна из квартиранток работала парикмахером и имела клиентов в райпотребсоюзе. Она видела, какой измотанной приходит с «фанерки» Августа, очень жалела ее и решила помочь. Благодаря ее хлопотам в конце 1943 года девушку перевели в столовую официанткой. Здесь тоже без дела сидеть не приходилось, нужно было ежедневно кормить много народу. В основном в общепите обслуживали деревенскую молодежь, учившуюся в Тюмени в кооперативном техникуме. Военное меню разнообразием блюд не отличалось: утром – каша на воде, в обед – овощной суп, раз в месяц похлебка с галушками. Августа тоже поступила в кооперативный техникум и окончила его в победном 45-м.
Ах, эта долгожданная, выстраданная Победа, пропитанная кровью тысяч советских людей! Наша героиня не помнит большего счастья, чем весть о том, что ненавистный враг повержен.
Ночью накануне девятого мая Августа заступила на дежурство в райкоме партии, поэтому она первая доложила своему начальнику, что кончилась война!
– В городе шел мокрый снег, повсюду слякоть, но вся Тюмень пела и танцевала. На улицах было столько счастливых лиц – плачущих и смеющихся! Вечером был салют, все обнимались, целовались, – вспоминает Августа Николаевна.
Послевоенная жизнь была полна радостных надежд. Двадцатилетняя Августа со свежеиспеченным дипломом товароведа получила новую должность – зав. столовой. Это было неожиданно, приятно, но очень ответственно. И девушка с честью справилась с возложенной на нее задачей. Стаж Августы Николаевны в торговле – 41 год, из них 27 лет она проработала заведующей столовой судостроительного завода. Награждена грамотой и медалью заслуженного работника торговли, имеет значок отличника советской торговли, звание ветерана труда и Великой Отечественной войны.
Сегодня Августе Николаевне Перфильевой 86 лет, она окружена любовью и уважением своих детей, внуков и правнуков. В их семьях чтят память о своих предках и гордятся ими.
P.S. Уважаемые читатели! В новой рубрике «Корни» вы можете рассказать об истории своей семьи. Авторы самых интересных материалов получат призы. Свои работы и фотографии можно приносить в редакцию, присылать по почте или на электронный ящик Satry_dark@mail.ru с пометкой «На конкурс». В письмах не забывайте указывать ваше имя и контактный телефон.



