Много нынче «ломается копьев» над проблемой сохранения кадров в российских школах. Много рецептов выдвигается на круглых столах, совещаниях и собраниях.
И всё-таки только ли зарплата и жилье являются решающими факторами пожизненного и комфортного пребывания в профессии? Бывает, скажем, когда и ощущение собственной значимости удерживает нас на месте. Это даётся лишь мастерством. Способов обретения мастерства немало. К примеру, семейные династии. В течение долгих лет разные поколения «варятся в одном котле», накапливая профессиональные навыки, можно сказать, на генном уровне. Столяры ли, кузнецы ли, токари ли, пекари ли – все они обретают бесценный опыт, который стараются передать своим детям и детям детей.
И подражание старшим подчас становится решающим фактором выбора жизненного пути независимо от престижа той или иной профессии. История страны складывается из истории семей. А у нас, кроме царской династии Романовых, да некоторых актёрских семейств, будто больше и нет славных примеров.
Общество поощряет матерей-героинь. Даже государственная награда предусмотрена. И семьи, где родилась двойня или тройня, тоже не обойдены вниманием. Жильё счастливчикам предоставляется. А вот для представителей трудовых династий пока не придумано стимулирующих факторов. Может быть, и напрасно. Скажем, представителей трех и более поколений в одной профессии отмечать специальным именным значком или вписывать в Почётную книгу, или поощрить материально. И, глядишь, меньше у нас будет «летунов», меньше непрестижных профессий, больше мастеров, уважающих себя и свой труд...
Семью Инженяковых, к примеру, хорошо знают в Западно-Сибирском колледже.
Знают и уважают супругов Сергея и Ольгу, преподающих здесь не первый десяток лет. И сына их – Ивана Сергеевича. И невестку. Все представители семьи Инженяковых трудятся на педагогическом поприще и изменять профессии не намерены. И разговор наш состоялся в учебном классе в перерыве между занятиями. С теми, кого удалось застать.
– Как вы держитесь в суровой действительности? – спрашиваю у Сергея Александровича. – В то время как многие (не будем показывать пальцем, скажем, на вашего корреспондента) давно дезертировали с педагогического фронта?
– Судьба, – пожимает плечами Инженяков-старший. – Я закончил сельхозинститут, работал в разных местах. А через десять лет меня как будто толкнуло – я пошел преподавать в родной сельхоз, на кафедру анатомии. Сейчас в колледже преподаю вот уж полтора десятка лет. Здесь все время новые люди, иногда непростые, но с ними интересно. Учительский труд – это подвиг. Я это только недавно осознал. Постоянно приходится общаться с людьми. Как артист, все время на людях. Но у артистов случаются перерывы. А у педагога – нет. Учителем быть очень тяжело. Приходится отдавать всего себя. Но когда ты отдаешь, то получаешь в десять раз больше – и энергии, и любви. Этому я учу своих студентов – будущих преподавателей физкультуры. Учу разговаривать с людьми, учу общению. А все остальное они узнают из книг. Знания скоротечны. Требовать от студентов, чтобы знали все, бессмысленно – все равно забудут.…
– Моя мама была учительницей, – вспоминает Ольга Евгеньевна, – затем – директором школы. Старшая сестра тоже учит детей. В свое время они с мужем организовали детский центр «Алый парус». Так что я с детства нахожусь в этой атмосфере. Потому и сама пошла по стопам мамы и сестры. Сначала в школе работала. Сейчас – в департаменте. Сын мой тоже получил педагогическое образование, работает в информационном центре нашего колледжа. Жена его тоже у нас преподает. Дочь – педагог по образованию, сейчас работает с дошколятами.
– Дети наследуют не только родительскую профессию, – делаю комплимент супругам. – Похоже, ваш прочный семейный союз служит примером и для молодой семьи?
– Рецепт семейного союза прост, – говорит Сергей Александрович. – Надо слушать сердце. Если сердце молчит – ничего не получится. Когда мы с женой познакомились, то не назначали свиданий. Просто шли и находили друг друга – сердце притягивало…
– Как нужно строить семейное воспитание, чтобы дети следовали родительским путём?
– Когда папа или мама в профессии, ребенок видит не только праздничную сторону, но и изнанку, – размышляет Ольга Евгеньевна. – Что это значит, подготовиться к уроку? Пришел учитель домой, как выжатый лимон – шесть часов на ногах, да еще и голосовая нагрузка. Упал, отлежался. А надо еще со своими детьми пообщаться, приготовить покушать, уложить спать. А потом за подготовку к следующим урокам садиться, тетрадки проверять. И когда дети это видят, они приходят в профессию осознанно. И остаются в ней…



