Чирки вместо туфелек

Удивительно, но люди, пережившие Великую Отечественную, помнят события того времени до мельчайших подробностей. Феофания Кузьмовна Чередник (в девичестве Жукова) встретила войну в 13-летнем возрасте.

– Только объявили о ней, – вспоминает Ф.К. Чередник, – по всей нашей деревне поднялся бабий вой. В этот же день погрузили наших мужиков в полуторки и повезли на фронт. Женщины обнимали, хватали их за руки, за ноги, не отпускали от себя. Многих протащило волоком по земле.

Из семьи Жуковых в сороковые роковые ушёл на войну отец Кузьма Фёдорович, дома остались жена и трое детей: кроме Фаны (так её звали в деревне), одиннадцатилетняя сестра да семимесячный брат (он потом умер от голода).

Самой заветной мечтой девочки в ту пору были голубые туфельки, как у некоторых подружек. Но судьба подсунула ей вместо них чирки. Голод, тяжёлая работа на полях, от которой на третий день пали кони, уныние от трагических новостей с фронта навечно остались в памяти.

– Сейчас выкидывают, не задумываясь, свекольную и морковную ботву, лебеду да конский щавель считают пустым сорняком, – вздыхает Феофания Кузьмовна. – А тогда нас эта трава спасла. В 1941 году в Бобылево вспыхнула эпидемия ящура, все коровы подохли. И мы по ночам ползком подбирались к колхозным амбарам с зерном, искали дырочки, из которых можно было хоть горсточку насобирать. Да траву и ошурки ели.

Победа, как и война, застала её врасплох. Колхозные быки, главные полевые трудяги, отдохнуть в те годы могли только несколько ночных часов, когда все погружались в короткое забытье. Так получилось, Фана упустила своего «подшефного» быка, пришлось искать его.

– Люди сказали, будто видели его на дороге в сторону села Красново, – рассказывает Чередник. – Бегу, а сама думаю: только бы не съели, он, хоть и отощал сильно, да голодному человеку и такой сказочным угощеньем покажется. И вдруг слышу: «Война кончилась!». Встала на дороге и пошевелиться не могу. Стою и не верю. Про быка тут же забыла, побежала в деревню, у мамы спрашиваю: «Это правда?». А она отвечает: «Отмучались, правда». Все вокруг обнимаются, целуются, молятся.

А дальше была мирная жизнь. Феофании Кузьмовне пришлось работать в Тюмени. Там и повстречала свою первую и единственную любовь. Алексей Петрович Чередник проходил службу в Тюмени. Перед демобилизацией позвал Фану с собой в Алтайский край. Гордая деревенская девушка не поверила в серьёзность ухаживаний парня, отказала ему. Через полтора года получила коротенькую записку: «Взял отпуск, приеду за тобой».

– Я скорей телеграмму ему отправила: «Не приезжай». А сама думаю: «Ну, и дура», – улыбается Феофания Кузьмовна. – Всю ночь не спала, а после уволилась с работы и отбила другую телеграмму, чтобы встречал меня.

Так началась семейная жизнь супругов Чередник. Через несколько лет после рождения детей семья возвратилась в родную деревню Фаны.

…Вот уже 22 года нет Алексея Петровича, но Феофанию Кузьмовну не забывают её трое детей, 10 внуков и три правнука. А недавно она затеяла ремонт в своем жилье. В обновлённом доме и память светлей.


5115