Под занавес года принято строить планы на перспективу. Перспектива с добычей нефти в Западной Сибири такова: добыча падает, и основная задача заключается в том, чтобы падение минимизировать. Сделать это можно за счет трудноизвлекаемых запасов.
По мнению специалистов, существует несколько направлений геологических работ. Первое – поиск в так называемых неструктурных ловушках, где нетрадиционные залежи нефти. В первую очередь это относится к краям Западно-Сибирской нефтегазовой провинции: юг Тюменской области, запад и восток Ханты-Мансийского автономного округа и так далее.
Второе – доюрский комплекс, или палеозой. Изучение палеозоя, к сожалению, до сих пор не сдвинулось – оно не включено в программу геологоразведочных работ. Хотя практически все специалисты, которые занимаются Западной Сибирью, считают: это первоочередной объект изучения, напоминает генеральный директор ФГУП «Западно-Сибирский научно-исследовательский институт нефти и газа» Игорь Шпуров.
Третье – освоение баженовской свиты. Четвертое направление связано с вводом в разработку уже открытых трудноизвлекаемых запасов нефти. «Это четыре ключевых вопроса по Западной Сибири. К сожалению, ни один пока не решается», – подчеркивает Шпуров.
Для решения всех четырех вопросов нужно государственное финансирование (изучение недр – полномочия государства), или государство должно передать эти полномочия «в субъект». В принципе, было бы логично часть полномочий по изучению недр передать «субъекту». Субъектам это крайне важно, поскольку напрямую касается социально-экономического развития территорий, поясняет Шпуров.
Что касается освоения трудноизвлекаемых запасов, то здесь тоже есть масса вопросов. Это и подгазовая зона (такие залежи сегодня не разрабатываются ввиду отсутствия технологий, их просто боятся трогать, поскольку нефть может рассеяться по пластам). Это и среднеюрские залежи, которые не разрабатываются ввиду отсутствия экономически обоснованных технологий. Это и залежи небольшого размера, которые не разрабатываются по этой же причине. И, наконец, высокообводненные залежи, где необходимо применение методов повышения нефтеотдачи.
«На наш взгляд, надо разобраться по каждому месторождению, определить точный адрес и объем трудноизвлекаемых запасов. Затем разработать предложения по стимулированию. Существует несколько способов стимулирования. Первый – администрирование, жесткий контроль за выполнением проектных решений и освоением месторождений. Второе – налоговое стимулирование. Причем не так, как сейчас: выше такой-то параллели налоговые льготы даем, ниже – нет.
Геология не от параллелей зависит! Надо провести специальную геологическую работу и определить: где нужны льготы, точнее, методы налогового стимулирования, а где можно обойтись без них. Это касается и нефтеотдачи, и ввода в разработку среднеюрских залежей, и залежей баженовской свиты. А для того чтобы это сделать, необходимо создать генеральную схему освоения трудноизвлекаемых запасов, которая должна быть завязана на инфраструктуру региона. Нашим институтом такое предложение уже сделано», – итожит генеральный директор Игорь Шпуров.