«И так приятно возвращаться
под крышу дома своего…»
(из популярной песни)
А если дом твой разрушен? Если тебя выгнали из твоего жилища? Если нет работы в родных пенатах? Если вдруг твои взгляды, вера или цвет кожи не понравились твоим соседям? Или – не приведи господь – новому правительству, пришедшему к власти? И тогда вкушай горький хлеб изгнания – насильственного или добровольного. И неважно, какие причины выдернули тебя с корнями из родной почвы? Важнее чужая помощь…
На излёте года человечество отмечает две негромкие, но весьма значимые для каждого из нас даты. Шесть десятилетий исполнилось Конвенции ООН о статусе беженцев и ровно полвека – Конвенции о сокращении без гражданства.
По этому случаю в Центральном Доме журналиста состоялся круглый стол, организованный альянсом руководителей региональных СМИ «АРС-ПРЕСС» и Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ.
Представители региональных средств массовой информации из всех уголков страны – от Москвы до Благовещенска – собрались в Мраморном зале старинного особняка на Никитском бульваре не для фуршетов и славословий.
Праздник стал торжественным смотром-парадом «воинства добра и света» – так без преувеличения можно назвать организации, помогающие людям обрести новый кров. Недаром на эмблеме представительства ООН изображены руки, сложенные домиком над маленькой фигуркой. А «фигурок» таких на нашем семимиллиардном шарике, оказывается аж 12 миллионов (!). В России – около 17 тысяч человек.
И все они лишились крова над головой не по своей воле, а «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений». И двумя руками этих бедолаг, находящихся под защитой ООН, увы, не прикроешь. Но, слава Богу, таких надёжных рук намного больше, чем изображено на эмблеме.
В России волонтёрам представительства ООН помогают многочисленные партнёры – такие, как благотворительный фонд «Вера, Надежда, Любовь», центр межнационального образования «Этносфера», Российский Красный Крест, общественная организация «Гражданское содействие», правозащитный центр «Мемориал», фонд охраны женского здоровья «Маги», Институт прав человека и т.д. Неравнодушных людей вокруг немало. И структур, государственных и общественных, тоже немало.
Все мы не избегаем возможности поучаствовать в той или иной кампании на благо сирот, нищих или бездомных. В ответ на просьбы доброхотов периодически приносим теплые вещи или копеечку на благие дела.
И всё-таки неприязненное отношение к пришельцам живёт в темных уголках социального сознания.
«Сдается комната для русской семьи», – такие объявления частенько видишь на дверях подъездов. Характерный образчик бытовой ксенофобии. И одной из главных задач современной прессы должно быть формирование благоприятной атмосферы в обществе, раздираемом конфликтами. Об этом в первую очередь говорили за круглым столом и журналисты, и дипломаты, и представители федеральной миграционной службы. Людям подчас под силу ускорить формальные проволочки для предоставления несчастным людям необходимых документов, но невозможно погасить подземного пожара ксенофобии, которой у нас болеют не только простые граждане, но и иные лидеры партий, объявляющих, скажем, русский народ самым обиженным в стране.
И в этой ситуации роль прессы чрезвычайно велика. Велика роль общественных организаций, помогающих представительству ООН в деле социальной адаптации чужеземцев. Юридическая защита, языковые курсы – да мало ли рычагов, помогающих беженцам обрести убежище и даже родину, как обрели ее в СССР испанские дети во времена режима Франко. Консолидация, но никак не конфронтация должна быть главной составляющей нашей общественной атмосферы.
Много вопросов обсуждалось за круглым столом, из которого то и дело выпирал не один «острый угол». Сколько наших соотечественников покидает страну? Как облегчить языковую адаптацию для новых граждан? Где обеспечить бесплатную юридическую защиту? Почему, к примеру, не просто получить российское гражданство нашим соотечественникам из бывших республик СССР или их детям? А работу! А жильё!
– Вот вы наезжаете на «бюрократов», – говорят журналистам сотрудники ФМС, – а между тем количество мигрантов определяется данными, которые федералы получают с мест. Суммируя экономические возможности регионов, их потребность в рабочей силе, количество рабочих мест, в столице определяют квоты, наделяющие апатридов «орластой российской паспортиной»…
Что ж, довод резонный. Представляю картину, когда в угоду популистам, всем желающим враз (!) дадут гражданство. Воображение рисует толпы нищих у подъездов, банды безжалостных юнцов, не понимающих русской речи и т.д. У государства, как и у живого организма, есть своя иммунная система, рассчитанная на определённое количество «инородных тел». Превышение ведет к гибели. Потому-то иностранцам в России и приходится восемь лет ожидать вожделенного документа.
Однако людской дефицит еще опаснее. Особенно на фоне нынешней демографической ямы, вырытой посреди российских просторов.
Но какими бы соображениями ни руководствовались государевы люди, главным для каждого из нас должно оставаться стремление помочь тем, кто лишён крыши над головой. Потому-то и напомнила собравшимся о 125-летии со дня рождения Фритьофа Нансена представитель службы ООН в России Геше Карренброк. Знаменитый норвежский полярник и общественный деятель когда-то задал стандарт бескорыстной помощи людям, будь то российские белоэмигранты или голодающие Поволжья. В решениях, которые «принимаются сердцем», всё больше нуждается наш общий дом, наша «маленькая глобальная деревня»…