Василий Яковлевич Проскуряков из деревни Горюново побывал за свою жизнь на трех войнах. В Первую мировую воевал с немцами, был разведчиком. За свой подвиг получил орден Святого Георгия. Не обошлась без кавалериста Проскурякова и Гражданская война. Когда началась Великая Отечественная, Василия Яковлевича на фронт не взяли по старости, зато призвали в трудармию, домой вернулся только в сором пятом.
Жил он с женой Анастасией Григорьевной в добротном пятистенке, детей у них не было. Свою награду, орден Святого Георгия, хранил в окованном жестью старомодном сундуке в большой тайне, знала о которой только супруга.
В колхозе Проскуряков был на хорошем счету. Он работал бычником и конюхом, слыл отмененным шорником: чинил хомуты гужевого транспорта, деревенские бабы несли подшивать пимы, починять кожаную обувь.
Отмечая свой 80-летний юбилей, Василий Яковлевич сказал жене:
– Досадно, что жизнь человеческая такая короткая. Мне сегодня восемьдесят стукнуло, а я даже не заметил, как пробежал по жизни.
Он наполнил водкой рюмки, залпом выпил и закусил малосольным огурцом. Слегка захмелев, запел басовитым голосом любимую песню «Отец мой был природный пахарь…» Но вдруг замолчал, поглядел на старинные часы с кукушкой и приказал:
– Настя, принеси-ка мою награду.
Анастасия Григорьевна удивленно посмотрела на мужа, но перечить не стала. Ушла в горницу, достала завернутый в материю и спрятанный на дне сундука орден. Василий Яковлевич расстегнул косоворотку, одернул пиджак и отправился в сельский совет. Осторожно зашел в кабинет к председателю, снял шляпу и присел на стул у входа.
Председатель, Николай Михайлович Трубин, перелистывая бумаги, спросил, с чем же пожаловал Василий Яковлевич.
– Есть у меня награда, я хотел ее сегодня в честь своего юбилея прикрепить на пиджак, да поосторожничал, как бы чего не вышло, орден царский. Вот посоветоваться пришел.
Председатель положил орден на ладонь, восхитился:
– Я ведь даже и не знал, что у нас в деревне есть кавалер ордена Георгиевского креста. Василий Яковлевич, все, что заслужено, носи с достоинством.
В деревне проводились выборы в Верховный Совет СССР. Все спешили голосовать в сельскую школу. Здесь было весело: танцы под гармонь, песни, работал буфет. Василий Яковлевич тоже пришел. В этот раз грудь его с правой стороны украшал орден Георгиевского креста, с левой – медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Бабы и мужики с любопытством смотрели на Проскурякова. Они никогда не видели его с наградами. Все вежливо здоровались с ним, стремились оказать внимание.
Дед Василий прожил долгую жизнь, отметил 95-летие, на все праздники приходил с орденом Святого Георгия и с медалью за доблестный труд. Право носить их он заслужил.



